МОСКВА, 4 октября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса реальных и потенциальных заемщиков микрофинансовых организаций, проведенного по заказу Саморегулируемой организации Союз микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и Развитие».
Микрозаймы и кто их берет |
Микрозаймы — популярный инструмент поддержки для тех, кто нуждается в быстрой финансовой помощи в срочных случаях. Они являются альтернативой обычным банковским кредитам и для кого-то могут быть более доступными. Согласно проведенному исследованию, портрет заемщика и потенциального клиента микрофинансовой организации очень схожи.
Группу заемщиков отличает некоторое преобладание женщин (59%), треть находится в возрасте от 35 до 44 лет (28%), почти половина из них имеет высшее образование (48%), более четверти — среднее специальное (28%), шесть из десяти имеют среднее материальное положение (59%), а около трети — плохое (30%). Работают по найму 57%, из них в должности специалиста — 55% (то есть 31% от всех заемщиков). Каждый второй состоит в браке (50%), а каждый четвертый не состоит в отношениях (24%), больше половины не имеют детей до 18 лет (54%).
В группе потенциальных клиентов микрофинансовых организаций женщин — 54%, а мужчин — 46%, каждый второй старше 45 лет (52%), большая часть имеет высшее образование (57%) и среднее материальное положение (68%). Каждый второй работает по найму (53%), из них в должности специалиста – 60% (то есть 32% от всех потенциальных клиентов), каждый четвертый — пенсионер (24%). Каждый второй состоит в браке (53%), а каждый четвертый не состоит в отношениях (25%), большинство не имеют детей до 18 лет (67%).
В чем плюсы |
Основной причиной обращений в микрофинансовые организации названа скорость выдачи микрозаймов, которые можно получить довольно быстро. Этот фактор оказался наиболее важным как для заемщиков (28%), так и для потенциальных клиентов МФО (24%). Кроме того, оформление займа зачастую осуществляется онлайн или через мобильное приложение. Это особенно удобно в ситуациях, когда требуются экстренные деньги на покрытие внезапных расходов. Об этом говорят 21% заемщиков и 14% потенциальных клиентов.
В числе других преимуществ микрозаймов — меньшее количество требований и документов. Это делает их доступными для людей с невысокими доходами или отсутствием кредитной истории, — такой плюс важен и для заемщиков (20%), но еще важнее для тех, кто допускает возможность обратиться за микрозаймом в будущем (24%). Еще один плюс — доступность займов для тех, кому отказали в банке, он входит в пятерку факторов привлекательности микрофинансовых организаций (22% заемщиков и 14% потенциальных клиентов). Реальные заемщики в 8% случаев также отмечали такой вариант, как «только МФО предлагали нужную мне услугу».
В целом и заемщики, и потенциальные клиенты воспринимают микрозаймы как быстрый, удобный и гибкий способ получения финансовой помощи в моменты, когда требуется дополнительная финансовая поддержка.
Звезды говорят…. |
Есть мнение, что знак зодиака влияет на характер человека, его склонности и поведение. Однозначно сказать, так это или нет, нельзя. Но исследование установило, что наиболее часто встречающихся знаков зодиака среди целевой аудитории микрофинансовых организаций сразу три — это Рак, Козерог и Лев (по 10%). Реже всего в этой группе встречаются Девы — 5%.
|
«Рынок микрофинансирования в последние годы прошел серьезную трансформацию и сейчас является высокотехнологичным бизнесом с четким регулированием. Вместе с бизнесом и его подходом к работе с клиентами менялся и портрет заемщика, который, как мы видим, не имеет ничего общего с теми мифами, которые бытуют в обществе.
Более того, начиная с прошлого года, мы зафиксировали существенный приток в прошлом банковских клиентов, которые существенно повлияли на изменение портрета клиента. Сейчас клиент МФО - это платежеспособный активный россиянин, для которого скорость принятия решения зачастую ставится по главе».
«Скорость и доступность — ключевые характеристики рынка микрозаймов: и для клиентов (населения), и для представителей этого бизнеса и инвесторов.
Для населения это возможность быстро и легко получить финансовую помощь в случаях, когда других источников нет или скорость получения денег важнее. Выдача займов становится все более технологичной: можно легко сравнивать условия через сайты-агрегаторы, быстро проходить идентификацию через Госуслуги и в итоге получать необходимую сумму онлайн или в виде «бесшовной» рассрочки на покупку товаров с помощью банковских карт. При этом гарантии соблюдения интересов клиентов МФО обеспечиваются со стороны Центрального банка и саморегулируемых организаций. В результате меняется целевая аудитория микрофинансовых организаций. Сейчас, как показало исследование, заемщиками МФО чаще становятся люди с хорошим профессиональным статусом — более половины работает по найму (55%) и большинство из них — в должности специалистов.
Для инвесторов рынок микрозаймов — это возможность легкого входа в квазибанковский сектор. Открыть свой бизнес в этой сфере на порядок проще, чем в банковской сфере, особенно с учетом того, что существуют франшизы, благодаря которым можно начать работать под уже известным брендом и получить необходимые технологии. Также для небольших инвесторов и населения, располагающего свободными денежными средствами, микрофинансовые организации могут быть интересны с точки зрения размещения (вложения) свободных денежных средств в МФО: проценты по привлекаемым средствам в МФО, как правило, выше, чем банковские».