Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Политика

Ситуация на Правом фланге

Электорат “Яблока” бежит в СПС, а избиратели СПС переходят в “Единую Россию”.
Фото:
Коротко о главном
  • Электорат “Яблока” бежит в СПС, а избиратели СПС переходят в “Единую Россию”
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Электорат “Яблока” бежит в СПС, а избиратели СПС переходят в “Единую Россию”

21 октября 2002 года. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опросов, проведенных по выборке, репрезентативной для взрослого (18 лет и старше) население России по полу, возрасту, уровню образования, региону и типу населенного пункта.

Политики могут сколько угодно заверять, что им до выборов 2003 года и дела нет, но факты говорят об обратном. Предвыборная кампания в российский парламент началась задолго до своего официального старта, и ее очертания уже ясно вырисовываются по характерным для этого политического мероприятия приметам.

Во-первых, резко оживился процесс создания партий. Во-вторых, проходят широкомасштабные акции самого разного толка — от закрытой вербовки в партию новых членов (с привлечением административного ресурса) до публичного партийного пиара даже на тех событиях, которые для политической агитации и пропаганды не годятся. Наконец, все структуры, уже занявшие места на российском партийном Олимпе, крайне болезненно следят за публикуемыми в прессе рейтингами, выказывая недоверие одним социологам и нахваливая других.

Госдума разошлась на каникулы, с удовлетворением отметив, что ею принято более 60 законов, среди которых немало наиважнейших. Уходя в отпуск, каждый из лидеров думских фракций высказал предположение, что осенью депутаты будут озабочены не столько законодательной работой, сколько приближающимися выборами. Думается, что и на отдыхе парламентарии не смогут выбросить из головы раздумья по поводу будущего своих партий и фракций, и в этих размышлениях им может помочь шпаргалка, подготовленная на основе данных ВЦИОМ последних двух месяцев, обобщенных в таблице. В ней проценты переведены в абсолютные числа, в миллионы избирательских голосов и сопоставлены с данными реального голосования, имевшего место на выборах в декабре 1999 года. В таблице также приводятся данные не только о намерениях избирателей на будущих выборах, но и о том, как они помнят прошлое голосование.

В ней проценты переведены в абсолютные числа, в миллионы избирательских голосов и сопоставлены с данными реального голосования, имевшего место на выборах в декабре 1999 года. В таблице также приводятся данные не только о намерениях избирателей на будущих выборах, но и о том, как они помнят свое прошлое голосование.

Эта таблица указывает на ряд важных обстоятельств. Во-первых, никакая выборка не может в точности соответствовать реальности, и потому в ряде случаев (“ЯБЛОКО”, КПРФ, ЛДПР) число помнящих о своем голосовании за партии больше реального показателя. В случаях же, когда число помнящих меньше, чем число реально голосовавших, речь может идти не только о статистических искажениях, но и о действительно плохой памяти отвечающих. Это в первую очередь касается наспех формировавшихся электоратов “Единства” и ОВР, а также во многом случайного молодежного электората СПС и голосовавших против всех. Самый большой провал в памяти наблюдается у тех, кто отдал свои голоса партиям, в Думу не попавшим.

Во-вторых, можно констатировать, что за истекшее время нарастили свой электорат либерал-демократы и “Женщины России”. Последняя партия присутствует в наших опросах условно, поскольку реально в соответствии с новым законом о выборах такой политструктуры не будет. Однако желание голосовать исходя из гендерной солидарности остается большим. Правда, как показывает практика, оно быстро охладевает к моменту выборов, так что 4,6 млн. голосов виртуальных “Женщин России” разойдутся так, как им укажет их мужское окружение.

Явно увеличилось и желание голосовать против всех. Вероятно, многие из отвечающих таким образом просто не придут на избирательные участки. Наблюдаемый в таблице рост электората КПРФ может быть и иллюзорным за счет отмеченных выше статистических смещений, а вот уменьшение электората “Единой России” на 5 млн. избирателей по сравнению с объединенным электоратом “Единства” и ОВР представляется вполне очевидным. Что касается двух главных демократических партий, то они сохранили численность своих избирательных когорт. Однако разница в их положении определяется не только тем, что выборка слегка искажена в пользу “ЯБЛОКА” и, следовательно, его результат, возможно, несколько завышен, но и тем фактом, что “ЯБЛОКО” — единственная партия, у которой число помнящих о голосовании за нее больше, чем число собирающихся вновь отдать ей свои голоса. Без малого 2 млн. “ренегатов” — это для партии, находящейся на грани прохождения пятипроцентного барьера, очень большая потеря, даже если она и численно компенсируется за счет “новобранцев”.

Кризис в “ЯБЛОКЕ” произошел в мае нынешнего года и был связан с успехами Путина в налаживании российско-американских отношений. Именно в это время оппозиционность лидеров партии курсу президента подвигла наиболее западнически настроенную часть “яблочников” — 7% ее электората — переместиться в прозападный электорат СПС. Еще 4% избирателей “ЯБЛОКА”, видимо, не одобряя позиции партии в вопросе о Земельном кодексе, перешли в ряды сторонников АПР, 3% (по разным соображениям) решили голосовать против всех, 2% — поддержать “Партию развития предпринимательства”. За весь же прошедший период партия Григория Явлинского потеряла более половины электората.

Аналогичные данные относительно группы покинувших электорат СПС показывают, что для нее главным центром притяжения является “Единая Россия” — к ней перекочевали почти половина перебежчиков. 14% бывших правых будут теперь голосовать против всех; 12% поддержали бы “Женщин России”, и, что очень показательно, 10% отошли к КПРФ и 8% — к селезневской “России”. Такой высокий процент “леваков” говорит о том, что электорат СПС очищается от случайно оказавшихся в нем молодежных фракций с левыми настроениями, главным образом из среды менее обеспеченных и менее образованных слоев. Впрочем, пополнение СПС “новобранцами” не отличается слишком большим экономическим либерализмом: среди приоритетов экономической политики эти “новенькие” на высокое место ставят государственную поддержку базовых отраслей экономики, а продолжение курса реформ, приватизация и передача земли в частную собственность отходят у них на задний план. Следует особо подчеркнуть, что в составе группы совсем нет перебежчиков из СПС в “ЯБЛОКО”. Это означает, что игра в “перетягивание каната” между партиями завершилась в пользу СПС.

Теперь посмотрим, какие основные отличия присущи родственным, но в существенной мере соперничающим “ядерным” электоратам “ЯБЛОКА” и СПС. Избиратель правых — это молодой человек не старше 30 лет, учащийся или студент. Типичный “яблочник” — гражданин в возрасте от 30 до 40 лет, образованный специалист или служащий без высшего образования. В электорате “ЯБЛОКА” высока доля обеих столиц. Электорат СПС более провинциален. Еще в марте человека, говорящего о своих симпатиях к Америке, можно было встретить в электорате СПС в полтора раза чаще, чем среди “яблочников”. Теперь положение выровнялось благодаря поднятию градуса проамериканизма у самих “яблочников”, но все же часть избирателей, как было отмечено, утекла в заведомо более проамериканский СПС. Характерно, что и в теперешнем электорате “ЯБЛОКА” отношения между США и Россией люди скорее склонны оценивать как “нормальные, спокойные”, в то время как в электорате СПС в три раза чаще встречаются оценки “хорошие, добрососедские”. Есть и другие нюансы во внешнеполитических позициях. Скажем, в вопросе о Курилах среди “яблочников” более распространено мнение, что вопрос закрыт и в дальнейших переговорах необходимости нет, а сторонники СПС высказываются за продолжение переговоров.

В плане экономических воззрений “правые” и “яблочники” довольно близки. Однако сторонники Явлинского в 2 раза чаще (35%) настаивают на необходимости пересмотра итогов приватизации крупных государственных объектов. Электорат “ЯБЛОКА” более скептично оценивает экономическую ситуацию в стране и перспективы ее развития, и это особенно сказывается на оценке текущей деятельности правительства в его нынешнем составе. Любопытно при этом, что избиратели “ЯБЛОКА” оценивают деятельность Михаила Касьянова чуть получше, чем правительство в целом, а в электорате СПС, наоборот, Касьянов получает более низкую оценку. Чувствуется, что информированная часть правого электората ценит не столько главу кабинета, сколько правительственный “экономический блок”.

И последнее, что хотелось бы отметить в этом сравнительном обзоре демократических электоратов. “ЯБЛОКО” стало партией устойчивого “традиционного” голосования — на это указывают треть ее сторонников. Избиратели же СПС не помнят своих “демроссийских” и “демвыборовских” корней. Поэтому характерно, что, указывая в качестве основного мотива голосования симпатии к ее лидерам, они имеют в виду Бориса Немцова (рейтинг доверия — 46%), Ирину Хакамаду (18%), Сергея Кириенко (10%), но не Егора Гайдара (4%) и не Анатолия Чубайса (2%).

Сводные электоральные данные (в млн. человек)

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Реальное голосование на выборах 1999 г.

Память о прошлом голосовании

Ожидаемое голосование

КПРФ

15,1

20,5

20,2

Другие Компартии

1,9

 

 

“Единая Россия”

14,5

9

17,9

“Единство”

8,3

2,5

 

ОВР

 

 

 

СПС

5,3

2,3

5,2

“ЯБЛОКО”

3,7

5.7

3.8

ЛДПР

3,7

4,6

3,8

“Женщины России”

1,3

1,1

4,1

Против всех

3,2

2,2

8,4

За партии, не прошедшие в Думу

10,2

1,6

 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07