МОСКВА, 8 февраля 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как владельцы большегрузного транспорта, представители компаний-грузоперевозчиков и собственники легкового автотранспорта относятся к системе взимания платы с большегрузного транспорта.
Систему взимания платы с большегрузного транспорта по принципу «кто больше портит дорогу, тот и платит», а также по принципу «кто использует дорогу в коммерческих целях, тот платит», считают справедливой большинство владельцев личного автотранспорта (62% и 59%, соответственно). Однако дальнобойщики (65% и 69%) и представители компаний-перевозчиков (60% и 64%) в большинстве своем придерживаются противоположного мнения.
Состояние дорог оценивается скорее как удовлетворительное или плохое. При этом динамику состояния федеральных трасс большинство опрошенных во всех целевых группах характеризуют как положительную, тогда как относительно региональных дорог такого единодушия не наблюдается: респонденты чаще говорят об отсутствии изменений.
Финансовые сборы, поступившие в систему «ПЛАТОН» (плата за проезд с грузовиков тоннажностью свыше 12 тонн), по мнению большинства опрошенных во всех целевых группах, должны идти в первую очередь на реконструкцию существующих трасс.
На этом фоне пользу от введения системы «ПЛАТОН» для улучшения состояния дорог признает каждый второй владелец легковых автомобилей (51%), каждый четвертый руководитель транспортных компаний (25%) и каждый седьмой водитель фур (16%). Повышение прозрачности рынка грузоперевозок к плюсам введения системы «ПЛАТОН» относят 45% владельцев легковых автомобилей, 31% представителей компаний-перевозчиков и 15% дальнобойщиков (присутствие теневых грузоперевозок сегодня признает большинство во всех группах).
В случае отмены транспортного налога компенсировать падение доходов региональных дорожных фондов чаще всего опрошенные предлагают за счет средств системы «ПЛАТОН».
В целом за внедрение данной системы выступают 40% водителей «легковушек», однако среди владельцев компаний-грузоперевозчиков эта доля ниже (18%), а среди самих дальнобойщиков она составляет только 3%. При этом протестную активность против системы «ПЛАТОН» сами участники движения рассматривают скорее как возможность привлечь внимание общественности и руководства страны, нежели как действенную меру, которая повлечет отмену уже введенной системы. Кроме того протесты воспринимаются как потенциальный источник неудобств для жителей регионов, где проводятся акции.
Мнения респондентов о том, какова роль государства в регулировании рынка автомобильных грузоперевозок, разделились: одна часть считает, что власти должны этим заниматься, другая, напротив, полагает, что рынок должен регулироваться сам.
Исследование ВЦИОМ проведено по заказу Министерства транспорта РФ 9-18 января 2016 г. Всего опрошено 2400 человек в различных целевых группах: 300 руководителей/заместителей руководителей компаний-грузоперевозчиков в 10 городах РФ; 500 владельцев ТС грузоподъемностью свыше 12 тонн в 10 городах РФ; 1600 владельцев легковых ТС в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться здесь.