МОСКВА, 22 августа 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о государственной символике, приуроченного ко Дню государственного флага России
При слове «Россия» мы представляем… |
Образ страны во многом зависит от государственной символики и того, как ее воспринимают граждане внутри страны и за ее пределами. Чувства и взгляды граждан относительно государственного флага, герба и гимна могут различаться в зависимости от их личных убеждений, культурного и исторического контекста, социальной и политической обстановки.
Согласно результатам исследования, образ России в общественном сознании россиян устойчив и наполнен позитивными смыслами. Олицетворяющие Россию символы назвали 68% граждан, еще треть затруднились с ответом (32%). Как и в прежние замеры (за исключением 2019 г.), Россия чаще всего ассоциируется у россиян с государственной символикой — гербом, флагом и гимном (13%). Вторая группа ассоциаций — люди, граждане страны (9%) и присущие им качества — «любовь к стране / патриотизм» — 9%, «единство / сплоченность» — 4%, «доброта / душевность» — 3%, «гордость за страну / народ» — 3% и т.д. Единственная персона, фигурирующая в ответах россиян, — президент России Владимир Путин, его назвали 5%. К третьей группе ассоциаций можно отнести великодержавность, могущество России (7%) и ее атрибуты — «армия / флот / вооружение» — 3%, «большая территория» — 3%, культура, история — по 2%. Часть опрошенных также полагают, что Россию олицетворяет богатство природы (4%), а конкретные образы животного (медведь) и растительного (береза) мира назвали 4% и 2% соответственно.
|
О чувствах к госсимволике |
Триада государственных символов — герб, флаг и гимн — неизменно вызывает у россиян возвышенные чувства. Чаще всего гордость и восхищение испытывают в отношении гимна Российской Федерации — 72%, тогда как в отношении флага и герба — 68% и 64% соответственно. Доля симпатизирующих государственным символам варьируется от 14% до 18%, безразличных к ним — от 9% до 13%. Негативные чувства (антипатия, раздражение, стыд) они вызывают лишь в единичных случаях — флаг в 4%, герб и гимн — в 3%.
С годами возвышенные чувства россиян к триаде государственных символов усилились. С 2013 г. доля испытывающих гордость от демонстрации государственной символики выросла на 15-19 п.п., а доля симпатизирующих сократилась на 14-18 п.п. Другими словами, симпатия граждан постепенно переросла в восхищение и гордость. Одновременно с этим за данный период в обществе сформировалось довольно устойчивое ядро декларирующих безразличие, с 2013 г. их доля практически не изменилась.
В общей сложности гордость и восхищение в отношении сразу трех рассматриваемых государственных символов испытывают 57% россиян. Эту категорию граждан отличает зрелый возраст (62% в группе 45-59-летних), наличие среднего или среднего специального образования (61% и 64% соответственно), хорошее материальное положение (65%) и приверженность телевидению (63%) или гибридной модели медиапотребления (64%).