Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Образование

Школьные предметы: важные и не очень

Современным школьникам следует делать упор на математику – именно она в представлениях россиян больше всего пригодится во взрослой жизни. Особенно это касается будущих айтишников – одной из самых желаемых профессий для своих детей и внуков.
Фото:
Коротко о главном
  • Топ-3 самых полезных школьных предметов по версии россиян: математика (54%), русский язык (47%) и история (30%).
  • Шесть из десяти опрошенных скорее поддерживают включение курса логики в школьную программу (59%).
  • Чаще всего россияне хотели бы видеть своих детей работниками сферы здравоохранения (27%) и IT-сферы (20%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Топ-3 самых полезных школьных предметов по версии россиян: математика (54%), русский язык (47%) и история (30%).
  • Шесть из десяти опрошенных скорее поддерживают включение курса логики в школьную программу (59%).
  • Чаще всего россияне хотели бы видеть своих детей работниками сферы здравоохранения (27%) и IT-сферы (20%).

МОСКВА, 23 августа 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о самых полезных и бесполезных школьных предметах в представлении россиян.

Предметы разные нужны, предметы разные важны

Школьная программа постоянно модернизируется. Грядущий учебный год не стал исключением – с 1 сентября в расписании школьников вместо привычного ОБЖ появится новый предмет – «‎Основы безопасности и защита Родины», а внеурочные занятия старшеклассников разнообразятся изучением семейных ценностей. Какими бы ни были новшества в образовательной программе, пятью самыми полезными школьными предметами в представлениях россиян остаются основные. К ним относятся: математика (54%), русский язык (47%), история (30%), физика (27%) и литература (25%).

За последние 15 лет представления о том, какие предметы пригодятся детям в будущем, несколько изменились. Если в 2009 г. в пользе всех школьных предметов был убежден каждый восьмой (12%), то сегодня – вдвое меньше (6%); пять лет назад таких вовсе было 1%.  Одновременно с этим сократилась доля затруднившихся – 17% против каждого четвертого (25%) в 2009 г. (2019 г. – 13%). Другими словами, в ответах появилось чуть больше конкретики, а некоторые предметы россияне стали называть в разы чаще. Так, например, к таковым можно отнести два предмета естественнонаучного цикла - химию (16% vs. 9% в 2009 г.) и биологию (10% vs. 3%), а также обществознание (9% vs. 1%) и труд (5% vs. 1%). А вот иностранные языки, напротив, потеряли свои позиции в рейтинге – сегодня об их применимости в жизни говорят более чем вдвое реже в сравнении с 2009 и 2019 гг. (9% vs. 20-23%). Впервые за рассматриваемый период появилась в ответах военная подготовка, набравшая в текущем замере 3%. Впрочем, тройка лидеров за прошедшие годы остается прежней: и 15, и 10 лет назад почетное первое место также занимала алгебра/математика (50% и 72% соответственно), второе и третье - русский язык (47% и 64%) и история (24% и 38%).

Молодые люди 18-24 лет считают обществознание (42% vs. 9% среди всех опрошенных) не менее полезным предметом, чем историю (41%). Впрочем, как и в других возрастных группах больше всего «голосов» в этой группе отдается математике (70%).

 

Назвать бесполезные школьные предметы, которые скорее всего не найдут применение в жизни, для россиян оказалось заметно сложнее: как и в прошлые замеры, большая часть опрошенных затруднились с ответом (63%, 2019 г. – 62%, 2009 г. – 69%). Еще 8% по-прежнему убеждены в важности всех школьных дисциплин (2009, 2019 гг. – по 7%). Вдвое меньше набирают такие школьные предметы/учебные курсы как религия (4%), музыка (4%) и рисование (4%).

Где логика?

На днях в Госдуме предложили ввести курс логики в школьную программу. Попытки вернуть преподаваемую в дореволюционной России дисциплину уже предпринимались в советский период, однако тогда логика в советских школах, увы, не задержалась. Согласно полученным результатам, нынешняя инициатива нашла поддержку у шести из десяти наших сограждан (59%), чаще всего – у 18-34-летних (65-68%). В равной степени ее приветствуют мужчины и женщины (57% и 60% соответственно), россияне с высшим образованием и ниже (60-58%), жители обеих столиц и сельской местности (по 56%).

Не поддерживают возвращение логики в школьную программу 23%, а среди тех, кто окончил школу сравнительно недавно, молодежи 18-24 лет, таких только 13%. Каждый девятый относится к этой инициативе безразлично (11%).

Я б людей лечить пошел, пусть меня научат…

Как и в прошлом году, россияне чаще всего хотели бы видеть своих детей и внуков работниками сферы здравоохранения (27%, 2023 г. - 30%) и IT-сферы (20%, 2023 г. - 19%). При этом женщины называют медицинских работников в 1,5 раза чаще мужчин (33% vs. 20%), тогда как IT-технологии одинаково часто фигурируют в ответах обеих групп (18% мужчин  и 22% женщин). Далее с заметным отрывом следуют профессии инженера и педагога (12% и 10% соответственно). Еще 8% желают видеть своих детей и внуков в рядах военнослужащих, работников силовых структур, по 5% - финансистами, строителями (в широком смысле) и юристами. Творчество, предпринимательство, наука и профессиональный спорт видятся россиянам менее привлекательными сферами (по 2%). Почти каждый шестой вовсе уверен, что подрастающее поколение должно определиться с будущей профессией самостоятельно (18%, 2023 г. – 18%), среди перешагнувших 60-летний рубеж такого мнения придерживаются 23%. 

22 августа 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Современная школьная программа очень обширна. Какие предметы, на Ваш взгляд, действительно пригодятся детям в будущем?

(открытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

 

2009 г.

2019 г.

2024 г.

Алгебра / Математика

50

72

54

Русский язык / Грамматика

47

64

47

История / История России*

24

38

30

Физика

17

33

27

Литература / Чтение

16

37

25

Химия

9

18

16

Информатика / айти / программирование / робототехника**

12

12

12

География

7

14

11

Биология

3

10

10

Иностранные языки

20

23

9

Спорт/Физкультура

4

11

9

Обществознание/общественные науки

1

6

9

Английский язык

4

11

5

Труд/трудовое воспитание***

1

3

5

ОБЖ / Основы безопасности и защита Родины

2

2

3

Военная подготовка / НВП

-

-

3

Экономика

1

2

3

Все предметы

12

1

6

Другое

1

1

3

Затрудняюсь ответить

25

13

17

*В 2009 и 2019 гг. код был «История / Всемирная история / Политология».

** В 2009 и 2019 гг. код был «Информатика и вычислительная техника / Программирование».

*** В 2009 и 2019 гг. код был: «Технология / Труды».

 

А какие предметы из преподающихся сейчас в школе, на Ваш взгляд, скорее всего, совершенно не понадобятся детям в жизни?

(открытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

 

2009 г.

2019 г.

2024 г.

ОРКС / религия*

1

6

4

Музыка

4

5

4

ИЗО/рисование

4

4

4

Разговоры о важном

-

-

3

Химия

6

4

3

ОБЖ

1

3

2

Обществознание

1

3

2

Астрономия

1

2

2

Физическая культура

2

2

2

Второй иностранный язык/ иностранные языки

-

1

2

Нет таких / все понадобятся

7

7

8

Другое

2

1

2

Затрудняюсь ответить

69

62

63

*В 2009 и 2019 гг. код был «Религия / Богословие / Православная культура».

 

Недавно в Государственной Думе прозвучала инициатива о введении в курс школьной программы предмета «логика». Авторы полагают, что такой предмет «поможет лучше понимать окружающий мир, эффективно анализировать информацию, делать правильные выводы и корректно аргументировать собственную точку зрения». Скажите, Вы скорее поддерживаете или не поддерживаете такую инициативу?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее поддерживаю

59

57

60

65

68

61

53

55

Скорее не поддерживаю

23

22

24

13

21

23

30

23

Отношусь к этому безразлично

11

13

9

19

7

9

8

13

Затрудняюсь ответить

7

8

7

3

4

7

9

9

Если у Вас есть или были бы подрастающие дети, внуки, какую профессию, род занятий Вы бы для них пожелали? Вы можете дать до трех ответов

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

 

2023 г.

2024 г.

Здравоохранение / медицина

30

27

IT-технологии*

19

20

Инженер

9

12

Педагог**

9

10

Военная сфера/военнослужащий/силовые структуры

10

8

Финансист / экономист

6

5

Юридическая сфера

6

5

Строительство

4

5

Техническая специальность (без уточнения)

-

3

Творческая, связанная с искусством

5

2

Предпринимательская деятельность

2

2

Научная деятельность / ученый

2

2

Профессиональный спорт

2

2

Никакую, пусть выбирают сами

18

18

Другое

5

7

Затрудняюсь ответить

18

16

* В 2023 гг. код был «IT-специалисты / программисты / разработчики / веб-дизайнер».

** В 2023 гг. код был «Педагог/ преподаватель / учитель / в сфере образования».

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07