МОСКВА, 29 августа 2005 г. Перед началом учебного года проблемы, связанные с школьным образованием, традиционно находятся в центре общественного внимания. Кого в наши дни должна готовить школа? Насколько вообще важно для человека и его будущей карьеры хорошо учиться в школе? Какова структура расходов на образование ребенка в школе? Эти и ряд других вопросов Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) задал респондентам в ходе исследования.
Так, отвечая на вопрос о том, «Кого в наши дни, на Ваш взгляд, должна готовить школа?» относительное большинство опрошенных (41%) отметили, что первоочередной задачей современной средней школы является, прежде всего, воспитание образованных людей, подготовленных к будущей профессиональной деятельности. Около четверти опрошенных (23%) считают, что современная школа должна готовить культурных людей с широким кругозором. Существенно меньше тех, кто считает, что средняя школа должна готовить в первую очередь, людей, способных обеспечить свое благосостояние, а также просто хороших людей, достойных семьянинов. Эти позиции указали 14% и 11% опрошенных соответственно. Еще меньше доля тех, кто считает, что современная школа должна воспитывать патриотов своей страны – 7%.
Определенная дифференциация наблюдается среди респондентов различных возрастных групп. Причем, по окончании средней школы чаще хотели бы видеть своих детей образованными людьми, подготовленными к будущей профессиональной деятельности поколение «родителей», то есть респонденты тех возрастных групп, дети которых сейчас учатся в школе (35-44 лет). Так считает около половины опрошенных (49%) этой возрастной группы.
Интересно и то, что те респонденты, которые еще совсем недавно покинули «стены» средней школы (18-24 лет) несколько чаще (19%) склонны считать, что первоочередной задачей средней школы выступает подготовка людей, способных обеспечить свое благосостояние.
Патриотическое воспитание как один из основных приоритетов школьного образования более склонны называть респонденты старших возрастных групп (старше 60 лет) – 11%.
По мнению подавляющего большинства опрошенных, хорошая учеба в школе имеет определяющее значение для последующего жизненного успеха (64%). Еще четверть опрошенных (24%) отметили, что это имеет определенное, хотя и не доминирующее значение. Доля тех, кто считает, что хорошая учеба в школе практические никак не скажется на будущей карьере человека или вообще не имеет никакого значения, не превышает 10%.
В тоже время относительное большинство респондентов (51% опрошенных, кто имеет ребенка-школьника) не смогли назвать профессию или род занятий, которые они бы пожелали для своих детей. В определенной степени это можно объяснить тем, что современные родители по большей части оставляют за собственными детьми право выбора той или иной профессии или вида деятельности. Хотя напрямую об этом заявили лишь 5% опрошенных. Еще 4% респондентов отметили, что хотели бы для своего ребенка высокооплачиваемой, интересной работы. Среди наиболее популярных профессий респонденты назвали юриста (6%), экономиста (6%) и врача (6%). Обращает на себя внимание и то, что 5% опрошенных указали, что хотели бы видеть своего ребенка квалифицированным рабочим.
Еще одним из наиболее болезненных вопросов для многих российских семей, имеющих ребенка-школьника, является уровень расходов на обучение ребенка в общеобразовательной школе. При этом структура расходов на обучение ребенка в школе за прошедший год практически не изменилась. За счет собственных средств респондентам приходилось оплачивать: ремонт и техническое оснащение школьных помещений, охрану школы, (33, 19 и 20% соответственно); приобретение учебно-методических материалов и школьной формы (27 и 15%); дополнительные занятия по основным предметам (12%) и подарки учителям (28%). Лишь 3% опрошенных, имеющих детей-школьников, отметили, что им не приходилось оплачивать ничего из вышеперечисленного.
При этом, как свидетельствуют результаты опроса, существует определенная дифференциация в структуре расходов на обучение ребенка в средней школе среди респондентов, проживающих в различных типах поселений. При этом, по оценкам респондентов, проживающих в мегаполисах, среди таких расходов доминирующими являются плата за охрану школы (34%), а также техническое оснащение школ (28%).
Жители же средних и малых городов несколько чаще называли расходы, связанные с ремонтом помещений школ (по 36% ) и подарками учителям (31% и 32%). Это, по всей видимости, можно объяснить тем, что родители таким образом пытаются компенсировать более низкий уровень зарплат учителей школ в этих городах, по сравнению с зарплатами преподавателей в крупных городах и мегаполисах.