Аналитический обзор
Фото:
Экономика

Сетевые супермаркеты: между социальным запросом и бизнесом

В условиях кризиса растет запрос на развитие инструментов экономии и целевые социальные программы.
Фото:
Коротко о главном
  • Основную часть продуктов большинство наших сограждан покупает в торговых сетях, а большинство москвичей считают, что это они позволяют серьезно экономить на приобретении товаров первой необходимости, особенно в период кризиса
  • Большинство россиян считает, что цены в сетевых магазинах ниже, а ассортимент значительно шире
  • 40% россиян в целом и 44% москвичей поддерживают идею субсидирования государством малообеспеченных групп населения, 23% и 33%, соответственно, за расширение скидочной программы магазинов
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Основную часть продуктов большинство наших сограждан покупает в торговых сетях, а большинство москвичей считают, что это они позволяют серьезно экономить на приобретении товаров первой необходимости, особенно в период кризиса
  • Большинство россиян считает, что цены в сетевых магазинах ниже, а ассортимент значительно шире
  • 40% россиян в целом и 44% москвичей поддерживают идею субсидирования государством малообеспеченных групп населения, 23% и 33%, соответственно, за расширение скидочной программы магазинов

МОСКВА, 24 марта 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса об инструментах экономии и социальной защиты граждан в продовольственной сфере. 

В условиях кризиса продолжает расти доля тех, кто экономит на продуктах. Так, исследование по Москве показало, что за последний год в режиме экономии стал жить 71% жителей столицы, при этом 26% экономят существенно.

Относительно мер, которые необходимо предпринять, чтобы поддержать покупательную способность малоимущих граждан, россияне скорее выступают за комбинацию методов адресной поддержки и саморегулирования.

До 40% опрошенных по стране выступают за субсидирование малообеспеченных групп, причем, в регионах, где практика субсидирования более развита, доля таких респондентов возрастает (44% по Москве).  Еще 23% граждан - за более активную позицию торговли и производителей в разработке широкой системы скидок, проведении акций по снижению цен на продукты первой необходимости.

Запрос на субсидирование находит свое отражение в том, что значимое большинство (77% по стране и 90% в Москве, где существует развитая практика применения социальной карты москвича) поддерживает расширение практики социальных карт для малообеспеченных групп населения в большем количестве регионов.

Рассуждая о возможностях установления государством цен на продукты первой необходимости, к единому мнению граждане не пришли. Каждый четвертый респондент (24% по стране, 23% – в Москве) затруднился с ответом на этот вопрос, значительная часть (34% по стране, 43% - в Москве чаще всего соглашаются с тем, что основными последствиями будет дефицит. Еще 30% опрошенных по стране (28% - в Москве) полагают, что это приведет к росту собственного благосостояния респондента.  О росте благосостояния чаще говорят респонденты в возрасте 60 лет и старше, и они же в меньшей степени склонны думать о дефиците продуктов, как последствии государственного регулирования цен. 

За регулирование государством цен на продукты первой необходимости, даже в случае их возможного дефицита, выступает 16% опрошенных по стране и 13% в Москве. Именно эту долю граждан можно назвать твердыми сторонниками госрегулирования, готовыми поддержать эту идею даже при осознании ее отрицательных последствий. 

В условиях кризиса для большинства россиян торговые сети – наиболее приемлемый способ обеспечить семью продуктами: две трети участников всероссийского опроса (65%) и 88% респондентов в Москве сообщили, что закупают основную часть продуктов именно в сетевых магазинах. 71% по стране и 77% москвичей делают это в целях экономии.  Только 20% респондентов по стране и 10% москвичей в целях экономии покупают продукты первой необходимости на постоянно действующих рынках и рынках выходного дня.

В сетевых супермаркетах респонденты ценят широкий выбор продукции (так считают 85% опрошенных в ходе всероссийского опроса и 83% респондентов-москвичей), более низкие цены, в сравнении с несетевыми магазинами (58% и 60%), наличие акций и скидок (66% и 73%), высокое качество (40%). 

Алексей Фирсов, директор Центра социального проектирования «Платформа»: «В целом сетевой ритейл оценивается сдерживающий фактор для неконтролируемого роста цен – за счет конкуренции торговых сетей друг с другом и за счет своей диверсифицированной структуры. Однако при этом со стороны населения есть явный запрос на развитие социального партнерства, прежде всего, за счет современных программ адресной продовольственной помощи.

Общим для всех групп является ожидание предсказуемости цен на продукты, сохранения качества привычного ассортимента (при всех сложностях импортозамещения), адресная социальная поддержка. Установление государственного регулирования цен не находит поддержки большинства, а с последствиями такого ужесточения – возможным дефицитом товаров – готово мириться крайне незначительное количество опрошенных». 

Исследование ВЦИОМ проведено по заказу Центра социального проектирования «Платформа» в 2 этапа: 1) всероссийский опрос 13-14 февраля 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%; 2) опрос в Москве 27 февраля-2 марта 2016 г. Опрошено 500 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,5%. 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07