МОСКВА, 18 мая 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие сферы жизни наиболее важны для россиян, ощущают ли они поддержку семьи в условиях экономических трудностей и кого считают главой своей семьи.
Семья и дом - наиболее важная сфера жизни для наших сограждан (об этом сообщают 98%), причем на протяжении последних лет она остается на первой месте по значимости (в 2005 и 2008 годы - 99% и 98% соответственно). На втором месте - дружба (93%), на третьем - любовь и происходящее в стране (по 87%). Далее следуют: свободное время, отдых, развлечения (84%), дело, профессия, работа (82%). Несколько менее важными сферами оказываются вера, религия (67%), секс (65%).
Главой семьи в российских семьях по-прежнему гораздо чаще является муж (об этом сообщили 36% респондентов), чем жена (12%). О главенстве мужа наиболее склонны сообщать 25-59-летние (40-41%), а вот доля тех, кто сообщает о главенстве жены, возрастает с 5% среди 18-24-летних до 19% среди опрошенных в возрасте от 60 лет и старше. 34% сообщают, что единоличного главы в их семье нет - в основном это 25-44-летние (36-38%), а у 9% эту функцию выполняет другой член семьи - не муж и не жена (среди 18-24-летних - даже 24%).
Женщины и мужчины по-разному оценивают расстановку ролей в семье. Так, мужчины более, чем женщины, склонны сообщать, что лидером в семье является муж (43% против 29% среди женщин). Женщины же, напротив, чаще отмечают, что сами лидируют в семье (18% против 5% среди мужчин). Наконец, как мужчины, так и женщины в равной степени заявляют об отсутствии главы семьи (34% и 33% соответственно).
Большинство российских семей уже почувствовали на себе влияние кризиса. Более половины россиян и членов их семей ощутили на себе влияние кризиса (58%), причем по сравнению с апрелем наши сограждане стали сообщать об этом чаще (в апреле - 53%). Доля таких респондентов наиболее высока среди жителей крупных городов (67%), женщин (61%) и малообеспеченных респондентов (74%). 29% сообщают, что в чем-то почувствовали кризис, а в чем-то - нет (месяц назад -33%). Наиболее склонны сообщать об этом москвичи и петербуржцы (39%), мужчины (31%) и высокообеспеченные сограждане (43%). Наконец, на 13% наших соотечественников сложившаяся экономическая ситуация, по их словам, никак не отразилась: высокообеспеченные россияне сообщают об этом в три раза чаще, чем малообеспеченные (29% против 9%).
Семья - главная опора в условиях экономических трудностей: 56% наших сограждан рассчитывают, в первую очередь, на поддержку родственников. Более трети респондентов (35%) сообщают, что рассчитывают на собственные силы. 18% ищут поддержку у друзей, только 5% - у государства, по 2% - у коллег по работе или знакомых, соседей. Женщины более, чем мужчины, склонны в условиях экономической нестабильности искать поддержку у родственников (59% против 53% среди мужчин). Мужчины, напротив, чаще рассчитывают на себя (37% против 33% среди женщин) или же на друзей (21% против 15% среди женщин).
В трудной ситуации большинство россиян ощущают поддержку своей семьи (61%). 13% сообщают, что чувствуют поддержку родственников, но в недостаточной степени. Еще 13% сообщают, что им самим приходится поддерживать членов семьи. Только 8% наших сограждан не ощущают в условиях трудной ситуации поддержку родственников. Поддержку членов семьи в трудной ситуации чаще ощущают 18-24-летние россияне (74%). 25-34-летние респонденты наиболее склонны сообщать, что чувствуют ее, но в недостаточной степени (17%), а 35-44-летние чаще заявляют, что им самим приходится поддерживать родственников (20%). Наконец, россияне старше 60 лет чаще других сообщают, что не получают поддержку членов семьи в трудной ситуации (13%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 9-10 мая 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.