МОСКВА, 6 июня 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о главных ценностях и жизненных устремлениях россиян в возрасте 14 лет и старше. Исследование проведено в партнерстве с Российским обществом «Знание».
Семья как ценность |
Крепкая семья – одна из пяти ключевых ценностей россиян – свидетельствуют результаты апрельского исследования ВЦИОМ, в ходе которого опрошенным предложили оценить важность восемнадцати принципов/жизненных ценностей по шкале от 1 (совсем не важная) до 7 (очень важная). Народный рейтинг возглавила человеческая жизнь – на максимальную оценку ее важность оценили 84% наших сограждан. На одной оси ценностной системы координат оказались: справедливость (оценку «7» поставили 74%), человеческое достоинство (73%), крепкая семья (72%), а также взаимопомощь и взаимоуважение (71%).
Сначала душевное равновесие, потом семья |
Крепкая семья также входит в топ-3 ключевых целей, к которым сегодня стремятся россияне. При этом лидирует в жизненных стремлениях забота о ментальном здоровье, в частности обретение гармонии и душевного равновесия (47%). Около трети опрошенных стремятся быть полезными обществу, стране (34%) и создать крепкую семью (32%). Последняя цель больше всего откликается молодежи 18-35 лет – 49%.
Материальные и карьерные амбиции на сегодняшний день в приоритете у каждого четвертого: 28% ответили, что хотят добиться высокого дохода, 25% - стать высококлассным специалистом. Философия гедонизма близка каждому пятому: жить в свое удовольствие намерены 19%, что почти вдвое меньше, чем желающих приносить пользу своей стране (vs. 34%). То есть, альтруистические устремления в российском обществе выражены сильнее. Прошлогодний опрос ВЦИОМ, в котором приняли участие 1600 россиян в возрасте 18 и старше, также показывает, что за последние пять лет россияне стали чаще замечать альтруистические порывы в окружающих и реже видеть в них эгоизм.
Каждый десятый хотел бы создать что-то новое, уникальное, сделать открытие (10%), в меньшей степени привлекает наших граждан общественное признание, уважение (8%) и высокая должность, важный пост (4%).
О государственной поддержке семей и не только |
Важную роль в продвижении семейных ценностей играет тематический контент как в традиционных, так и новых медиа. Апрельский опрос ВЦИОМ показал, что наибольший интерес у россиян вызывает государственная поддержка семей – с высокой вероятностью с такой информацией ознакомится каждый второй, если она случайно попадется ему по ТВ или в интернете (49%). Далее с минимальным отрывом следуют современные способы воспитания детей (46%) и идеи для совместного семейного досуга (44%). Четверо из десяти хотели бы знать способы разрешения семейных конфликтов (41%), около трети – истории из жизни необычных семей (34%). Способы поддержания репродуктивного здоровья потенциально интересны 25%, примерно столько же хотели бы посмотреть/послушать, как живут многодетные семьи (23%).
«Высокая значимость ценности семьи среди молодого поколения дает надежду на то, что нам удастся остановить негативные демографические изменения. Все развитые страны сегодня ищут путь выхода из ловушки малодетности. Россия делает ставку на культивирование ценности традиционной семьи, и это может сработать! Разумеется, при условии усиления государственной поддержки семьи, детей и родителей».
«Сегодня именно наша страна является главным защитником традиционных ценностей в мире. А главная традиционная ценность — это семья, причем именно для людей, для населения России. Особенно важно, что несмотря на агрессивные попытки Запада навязать чуждые нам нормы большинство опрошенной молодежи, которая, казалось бы, сильнее подвержена влиянию ввиду возрастных особенностей, определяет для себя создание крепкой семьи как главное стремление в жизни. Хотя им предлагались и другие варианты ответа: достаток, деньги, успех, признание, гармония. Это говорит о том, что мы двигаемся в правильном направлении: защищаем наших детей, наше будущее».