Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Экономика

СБЕРЕЖЕНИЯ РОССИЯН РАСТУТ

Фото:
Коротко о главном
  • За последние два года возможности россиян делать сбережения возросли.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • За последние два года возможности россиян делать сбережения возросли.

МОСКВА, 25 марта 2008 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) представляет данные о том, как российские семьи обычно распоряжаются доходами в повседневной жизни, для каких целей откладывают деньги.

За последние два года возможности россиян делать сбережения возросли. Доля тех, кто все деньги тратит на текущие нужды и ничего не откладывает, снизилась с 60% в 2005 г. до 50% в 2007 г., а доля тех, кто часть средств откладывает, увеличилась с 37% до 47%. При этом 32% опрошенных откладывают средства по остаточному принципу: сначала тратят деньги на текущие потребности, а если что-то остаётся, то сберегают. Остальные 15% делают сбережения целенаправленно: сначала откладывают определённую сумму, а оставшуюся часть тратят на потребление. Наибольшие возможности делать сбережения имеют респонденты в возрасте 25-34 лет (52%), наименьшие - опрошенные 60 лет и старше (35%).

Порядка четверти респондентов (26%) хранят свободные денежные средства дома в наличных рублях, 11% кладут деньги на текущий счёт в банке, 5% - на срочный вклад. Реже опрошенные вкладывают «свободные» деньги в развитие своего бизнеса (2%), хранят средства в наличной иностранной валюте (1%), покупают изделия из драгоценных металлов (1%); покупают ценные бумаги (<1%), делают взносы в негосударственные пенсионные фонды (<1%). Каждый десятый (10%) не видит смысла делать накопления и потому старается потратить все «свободные» средства; каждый второй (47%) отмечает, что в их семье не остаётся «свободных» денег, они тратят всё, что зарабатывают.

Доля тех, у кого «свободных» средств не остаётся, выше всего среди опрошенных 60 лет и старше (58%), ниже всего среди респондентов в возрасте до 35 лет (38-41%). «Потребительские настроения» наиболее выражены среди молодёжи 18-24 лет, в этой группе 15% не видят смысла делать накопления (для сравнения среди опрошенных 25-59 лет - 9-10%, а в группе «60+» - только 6%). При этом во всех возрастных группах респондентов самый распространённый способ распоряжения «свободными» деньгами - это хранение их в наличных рублях.

Те респонденты, кто откладывает деньги, делают это, как правило, на всякий случай, про запас (такую цель накоплений указывают 36% опрошенных); а также на покупку дорогих вещей, которые не в состоянии приобрести сразу (20%); на отдых, лечение (19%); ремонт жилища (16%). На старость откладывают деньги 11% опрошенных. Реже называют иные цели накоплений: на образование, своё и своих близких; на покупку автомобиля (по 8-9%); приобретение недвижимости (5%). Ещё реже - для получения дохода в виде процента и открытия собственного бизнеса (по 1-2%).

Сбережения «про запас» наиболее характерны для опрошенных предпенсионного возраста - 45-59 лет (41%), наименее - для молодёжи 18-24 лет (29%). Откладывают средства на отдых, лечение тоже в первую очередь респонденты 45-59 лет (24%, среди опрошенных моложе или старше этого возраста - 15-19%). Копят деньги «на старость» 1-3% опрошенных до 45 лет, 12% 45-59-летних и значительно большая доля тех, кому за 60 лет (40%). Накопления на ремонт квартиры, дома для опрошенных «среднего» возраста (25-59 лет) более актуальны (18-21%), чем для молодёжи и пенсионеров (9-12%). На образование деньги копит прежде всего молодёжь, как впрочем и на автомобиль (по 14%).

 

8-9 декабря 2007 г.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ

Опрошено 1600 человекОпрос проводили в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

-

Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07