МОСКВА, 17 октября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса, посвященного сбережениям россиян.
Доля россиян, имеющих накопления, выросла с 2010 г. в полтора раза (2010 г. — 30%, 2022 г. — 44%). Сегодня о наличии сбережений говорят преимущественно мужчины (50% vs. 38% среди женщин), молодые россияне 18-24 лет (47%) и россияне старшего возраста (53%); имеющие одно высшее образование или два (54-50%); жители городов-миллионников (53%) и граждане с высоким потребительским статусом (76%). Около трети опрошенных сообщили, что не имеют возможности откладывать на что-либо, за 10 лет этот показатель практически не изменился (2012 г. — 36%, 2022 г. — 31%). В основном это женщины (36% vs. 26% среди мужчин), 45-59-летние (39%) и граждане с низким потребительским статусом (65%). При этом 69%, или две трети, россиян откладывают деньги, но чаще всего делают это без какой-либо определенной цели, а про запас, на всякий случай — 31%, то есть используют накопления как финансовую «подушку» на «черный» день.
За 10 лет произошли значительные изменения в структуре целей сбережений россиян. В топ-3 конкретных целей вошли ремонт квартиры, дома (19%); отдых/лечение (17%) и накопление денег на старость (16%). Сегодня граждане почти в 1,7 раза чаще откладывают на всякий случай (+13 п.п., 31% vs. 18% в 2012 г.), в два раза чаще — на ремонт (+10 п.п., 19% vs. 9% в 2012 г.); в 1,6 раза увеличилась доля тех, кто откладывает на отдых/лечение (+6 п.п., 17 vs. 11% в 2012 г.), старость (+ 6 п.п., 16% vs. 10% в 2012 г.) и на покупку недвижимости (+4 п.п., 10% vs. 6% в 2012 г.). Доля откладывающих средства, чтобы получать доход в виде процентов, выросла с 3% в 2012 г. до 9% в 2022 г. Таким образом, с годами практики распоряжения финансами стали более разнообразными.
Люди делают сбережения для разных целей. Это зависит от их возраста, пола и финансового положения. - Откладывают деньги про запас в оновном мужчины (36% vs. 26% среди женщин), 18-24-летние (51%), россияне с одним или двумя высшими образованиями (39-44%), жители обеих столиц (44%) и граждане с высоким потребительским статусом (49%).
- Ремонт квартиры или дома приоритетнее для молодежи 18-34 лет (23-24%) и граждан с высоким потребительским статусом (30%). Для молодых россиян 18-34 лет характерно также накопление средств на покупку недвижимости (16-22%).
- Обеспечение старости — ключевая цель сбережения для тех, кто старше 60 лет (35%).
- Молодежь 18-24 лет чаще других выбирала вариант «отдых/лечение» (28%), эта цель актуальна и для граждан с высоким потребительским статусом (26%). 19% 18-24-летних копят также на образование и покупку иных дорогих вещей, еще 14% — на автомобиль.
|
Изменения коснулись не только того, на что реально откладывают деньги россияне, но и того, на что бы они хотели начать копить. За 10 лет наши сограждане чаще стали говорить, что хотели бы получать доход в виде процента (2012 г. — 5%, 2022 г. — 17%), эта модель распоряжения финансами не только стала привлекательнее в 3,4 раза, но и реализуют ее на практике в 3 раза чаще. Звучать чаще стали и такие варианты, как открытие собственного бизнеса (2012 г. — 4%, 2022 г. — 10%), образование — свое или близких (2012 г. — 9%, 2022 г. — 14%), покупка недвижимости (2012 г. — 22%, 2022 г. — 30%), при этом сократилась доля тех, кто хотел бы делать сбережения просто так, про запас (2012 г. — 23%, 2022 г. — 16%). В целом идей, на что можно откладывать деньги, больше, чем реальных практик сбережений.
Привлекательность тех или иных возможностей использования накоплений меняется в зависимости от возраста и пола: - Женщины хотели бы откладывать на ремонт (22%), отдых/лечение (31%), а также на пассивный доход в виде процентов (19%).
- Мужчины при возможности вложились бы в покупку автомобиля (21%) или открытие собственного бизнеса (12%).
- Молодые люди 18-24 лет хотели бы копить на недвижиость (52%), открытие своего дела (30%), покупку иных дорогих вещей (18%), образование (22%).
- В группе 25-34-летних кроме покупки недвижимости (35%), ремонта (25%), приобретения иных дорогих вещей (17%) и открытия бизнеса (16%) актуальна покупка автомобиля (26%).
- 35-44-летние при возможности стали бы откладывать на покупку недвижимости (37%), автомобиля (23%) и отдых/лечение (21%), еще 15% назвали открытие своего бизнеса.
- Среди 45-59-летних самый высокий процент тех, кто хотел бы откладывать деньги на старость (22%).
- Россияне старше 60 лет в целом выбирали реже все представленные варианты, самый популярный вариант в этой группе — отдых/лечение (33%).
|
Есть ли у Вас (Вашей семьи) в настоящее время сбережения, накопления? Под сбережениями, накоплениями мы понимаем: вклады в банках, паи ПИФов, накопительные страховые полисы, имеющиеся у Вас (членов Вашей семьи), акции, облигации, и другие ценные бумаги
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
| 2010* | 2011* | 2012* | 2022 |
Есть | 30 | 34 | 34 | 44 |
Нет | 66 | 62 | 62 | 51 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 4 | 4 | 5 |
* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
Для каких целей Вы (Ваша семья) откладываете деньги?
(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)
| 2012* | 2022 |
На всякий случай, про запас | 18 | 31 |
На ремонт квартиры, дома | 9 | 19 |
На отдых/лечение | 11 | 17 |
На старость | 10 | 16 |
На покупку недвижимости | 6 | 10 |
Чтобы получать доход в виде процента | 3 | 9 |
На покупку иных дорогих вещей, которые не могу купить сразу | 6 | 8 |
На образование (свое и близких) | 4 | 7 |
На покупку автомобиля | 5 | 6 |
Не считаю нужным откладывать деньги на что-либо — предпочитаю жить «сегодняшним днем» | 9 | 2 |
На открытие собственного бизнеса | 1 | 2 |
Не имею возможности откладывать деньги на что-либо | 36 | 31 |
Другое | 2 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 3 |
* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
Для каких целей Вы (Ваша семья) стали бы откладывать, если бы была такая возможность?
(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)
| 2012* | 2022 |
На покупку недвижимости | 22 | 30 |
На отдых/лечение | 24 | 29 |
На ремонт квартиры, дома | 20 | 20 |
На старость | 15 | 19 |
На покупку автомобиля | 17 | 18 |
Чтобы получать доход в виде процента | 5 | 17 |
На всякий случай, про запас | 23 | 16 |
На образование (свое и близких) | 9 | 14 |
На покупку иных дорогих вещей, которые не могу купить сразу | 8 | 10 |
На открытие собственного бизнеса | 4 | 10 |
Не имею возможности откладывать деньги на что-либо | 5 | 9 |
Не считаю нужным откладывать деньги на что-либо — предпочитаю жить «сегодняшним днем» | 4 | 1 |
Другое | 2 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 4 |
* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
«За последние десять-двенадцать лет произошло полуторакратное увеличение числа граждан, располагающих сбережениями. Назовем три важнейшие причины такого впечатляющего роста. Первая – рост финансовой грамотности: целенаправленная политика государства по распространению экономических знаний среди разных аудиторий, очевидно, дает свои первые плоды. Вторая – рост доходов граждан: за 2010-е годы реальные располагаемые доходы россиян в целом выросли, несмотря на несколько кризисных лет и резкое снижение курса рубля в 2014 году. Третья причина – развитие финансовых институтов: предложение для населения стало более разнообразным, понятным и доступным, прежде всего, благодаря цифровизации финансовых услуг.
Но, если ситуация со сбережениями становится лучше, то мы можем заметить некоторую дезориентацию граждан в вопросе последующих вложений и трат. Доля тех, кто слабо представляет себе, для чего ему нужны накопления, а речь идет о той трети населения, которая копит «на всякий случай, про запас» - кажется высоковатой. Это не очень хороший сигнал для экономики. Возможно, это реакция на временную неопределенность и ситуация со временем придет в норму».