МОСКВА, 16 августа 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, каков уровень безработицы в окружении респондентов, как оценивают возможности собственного трудоустройства при увольнении, откладывают ли деньги на случай потери работы, получают официальную зарплату или «черный нал».
В июле опасения, связанные с безработицей, заметно ослабли (индекс* снизился до -46 п. – годовой минимум), приблизившись к уровню января 2015 г. (-44 п.), при возможном минимуме -100 и максимуме 100 п. Улучшение ситуации фиксируется с начала с.г., после пиковых значений декабря 2015-го (-28 п.). Доля респондентов, чьи близкие недавно потеряли работу, снизилась до 24% (с 33% в декабре), у 70% сегодня таких знакомых нет.
Поведение индекса проблем с трудоустройством** достаточно стабильно: с января по июль его значения держатся в узких пределах 47-50 п. (для сравнения, год назад показатель был равен 45 п.), при диапазоне от 10 до 90 п. Около половины работающих россиян (48%) уверены, что в случае увольнения серьезных трудностей с поиском равнозначной замены у них не возникнет. В то же время 47%, напротив, думают, что эта задача будет не из легких.
Более четверти граждан (27%), опасаясь увольнения, откладывают деньги «на черный день». Каждый десятый (11%) готов прибегнуть к этой мере в ближайшем будущем. Как правило, подобное поведение демонстрируют люди с высоким достатком (39% уже откладывают, 12% готовы начать), жители столичных мегаполисов (34% и 11%, соответственно). 32% всех опрошенных подобных сбережений не делают и не собираются.
Доходы большей части трудящихся (73%) складываются из «белых зарплат». Неофициальные оклады, по их словам, получают 10% работников, еще 14% сообщают, что их заработок составляет и та, и другая форма оплаты.
Данные комментирует эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб: «В норме, любая страна «платит» за успешное преодоление кризиса либо высокой инфляцией, либо высокой безработицей. При этом, если одновременная инфляция и рост безработицы (стагфляция) - это настоящая экономическая катастрофа, то небольшая безработица при снижающейся инфляции - блестящий успех для любого правительства. В нашем конкретном случае инфляция уверенно снижается и даже наблюдаются кратковременные периоды дефляции. Однако безработица как не росла, так и не растет. Почему? Потому что в 2015 году рынок труда был целенаправленно поддержан усилиями государства, а с 2016 все более активный спрос на рабочие руки начало предъявлять восстанавливающееся производство. Пик рисков всплеска безработицы успешно пройден. В объективно сложившейся ситуации данные ВЦИОМ показывают: общество осознает поступательную нормализацию экономического положения и снижение угрозы безработицы. Все это закономерно снижает политические риски, связанные с выборами 2016 года».
*Индекс безработицы демонстрирует актуальность проблемы безработицы. Показатель рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов на вопрос «Сколько человек среди Ваших близких, знакомых потеряли работу в течение последних 2-3 месяцев?». Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше актуальность проблемы для респондентов.
**Индекс проблем с трудоустройством демонстрирует субъективную оценку респондентов ситуации на рынке труда. Индекс строится на основе вопроса: «Если Вы потеряете работу, как Вы думаете, легко ли Вам будет найти равноценную работу?». Ответам присваиваются коэффициенты от 0,1 до 0,9. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более пессимистичны прогнозы респондентов.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 16-17 июля 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.