МОСКВА, 26 сентября 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, каков уровень безработицы в окружении респондентов, как оценивают возможности собственного трудоустройства при увольнении, откладывают ли деньги на случай потери работы, получают официальную зарплату или «черный нал».
С июля по август проблема безработицы, по словам россиян, не актуализировалась, а по отношению к августу прошлого года ситуация выглядит более оптимистично. Так, индекс безработицы* в июле-августе с.г. находится на уровне годового минимума (-46 п., при диапазоне от -100 до 100 п.), тогда как год назад он составлял -37 п. О том, что среди их близких есть люди, потерявшие работу, в настоящее время говорят 23%.
Опасения относительно проблем с трудоустройством постепенно снижаются: соответствующий индекс в августе опустился до 46 п. (с 50 п. в июне), при возможном минимуме 10 и максимуме 90 п. Для сравнения, год назад показатель был равен 44 п. Доля тех, кто уверен, что в случае увольнения легко сможет вновь трудоустроиться, в августе с.г. выросла до 27% трудящихся - годовой максимум. Еще 29% считают, что серьезных трудностей с поиском равноценной работы у них не возникнет. В то же время 25% думают, что на этом пути у них возникнут серьезные трудности, а 18% практически не верят в возможность успеха.
Доля тех, кто откладывает деньги на случай потери работы, с начала года держится в пределах 24-27%, и в августе составила 23%. Готовы прибегнуть к этой мере в ближайшем будущем 14%. Как правило, подобное поведение демонстрируют люди с высоким достатком (41% уже откладывают, 21% готовы начать), жители столичных мегаполисов (33% и 18%, соответственно). 30% всех опрошенных подобных сбережений не делают и не собираются.
Доходы трех четвертей опрошенных работников (73%) складываются из «белых зарплат». Неофициальные оклады, по их словам, получают 12% работников, еще 12% сообщают, что их заработок составляет и та, и другая форма оплаты.
Данные комментирует эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб: «В общественном сознании опасения потерять работу достигли своего пика в конце 2015 года. С начала 2016 напряжённость в оценке угрозы безработицы постепенно спадает. Эти данные хорошо коррелируют с динамикой отношения россиян к тратам семейного бюджета, где установка «тратить по минимуму» также начала ослабевать с конца 2015 года. Ещё рано делать окончательные выводы, но, похоже, пик остроты восприятия кризиса общественным сознанием пришёлся на рубеж 2015/2016 годов. С тех пор россияне всё более уверенно чувствуют себя в экономическом плане. Не случайно тема кризиса отсутствовала в повестке обсуждения на прошедших выборах в Государственную Думу. Общество интересует уже не кризис как таковой, а то, что власти собираются делать, когда он окончательно сойдёт на нет».
*Индекс безработицы демонстрирует актуальность проблемы безработицы. Показатель рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов на вопрос «Сколько человек среди Ваших близких, знакомых потеряли работу в течение последних 2-3 месяцев?». Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше актуальность проблемы для респондентов.
**Индекс проблем с трудоустройством демонстрирует субъективную оценку респондентов ситуации на рынке труда. Индекс строится на основе вопроса: «Если Вы потеряете работу, как Вы думаете, легко ли Вам будет найти равноценную работу?». Ответам присваиваются коэффициенты от 0,1 до 0,9. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более пессимистичны прогнозы респондентов.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 27-28 августа 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.