МОСКВА, 30 мая 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса россиян о потреблении рыбы. Исследование проведено в партнерстве с ВАРПЭ.
Расскажите про покупки |
Рыба — не только традиционное в России блюдо, но и источник полезных для организма веществ. Специалисты рекомендуют регулярно употреблять рыбные блюда и взрослым, и детям. А сегодняшний рынок рыбной продукции отличается как ценовым, так и ассортиментным разнообразием. Исследование установило, что доля россиян, покупающих рыбу и рыбную продукцию, остается стабильно высокой в последние пять лет, с разной периодичностью такие покупки совершают 93% (2018 — 95%). В то же время фиксируется снижение частоты покупок: если в 2018 г. доля ежемесячных покупателей рыбы и рыбной продукции достигала 81%, то сегодня она чуть ниже — 75%.
|
Вместе со снижением частоты покупок рыбы и рыбной продукции снижается и интенсивность ее потребления: сегодня едят рыбу раз в неделю и чаще 42% россиян, это в 1,6 раза меньше, чем пять лет назад (в 2018 году — 68%). Среди молодежи показатели еженедельного потребления рыбы не только ниже, но и быстрее снижаются, за пять лет — в 2,5 раза (55% в 2018 г., 31% в 2019 г. и 22% в 2023 г.).
|
Ключевая мотивация включения рыбы в рацион — польза для здоровья (потребление витаминов и питательных веществ, содержащихся в рыбе), так ответили 49% от числа употребляющих рыбу (сторонники здорового образа жизни называют этот мотив чаще — 61%). На втором месте — вкусовые свойства (29%), а на третьем — любовь к рыбным блюдам (25%). Женщины едят рыбу из-за ее полезных свойств гораздо чаще, чем мужчины (57% vs. 40%), а старшее поколение — из-за любви к рыбным блюдам (30% vs. 15% среди 25-34-летних).
О гастрономических предпочтениях |
Исследование показало, что россияне довольно часто готовят рыбные блюда: 29% готовят рыбу раз в неделю и чаще, 40% — раз в месяц и реже. Чем старше опрошенные, тем чаще они занимаются приготовлением рыбных блюд: среди россиян старше 45 лет готовит рыбу раз в неделю и чаще каждый третий (35-37%), тогда как среди молодежи 18-24 лет — только 6%. С большей долей вероятности это связано не с рыбой, а с тем, что младшая молодежь реже сталкивается с необходимостью заниматься приготовлением пищи.
Еще один вывод исследования: рыба — домашнее блюдо: почти 90% тех, кто употребляет рыбу, предпочитают делать это дома (86%), тогда как в заведениях общепита чаще всего употребляют рыбные блюда 9%, еще реже — в гостях (2%). В большей степени на особенности употребления рыбных блюд влияет возраст: молодежь чаще заказывает их в кафе, ресторанах и столовых (18-20% среди 18-34-летних), а россияне старшего возраста в подавляющем большинстве случаев готовят их дома (95% в группе 60+).
Приготовить рыбу в домашних условиях можно самыми разными способами, наиболее популярна среди россиян оказалась жареная рыба — 63%, в группе старше 45-59 лет жарят рыбу 73%, а в группе 60+ — 70%. В пятерку рыбных блюд также вошли: рыба запеченная (36%), уха (35%), рыбные котлеты (23%) и тушеная рыба (13%).
|
При этом наиболее популярные в семьях рыбные блюда не совпадают с тем, в каком виде россиянам нравится употреблять рыбу. Среди любимых россиянами рыбных блюд первая строка отводится слабосоленой рыбе (44%), а потом уже следует рыба холодного (34%), горячего (33%) копчения и жареная рыба (31%). Более четверти наших сограждан отметили, что предпочитают филе/стейки из рыбы (27%), каждый пятый оказался любителем вяленой, сушеной рыбы и рыбных снеков (22%), почти столько же в качестве любимых называют роллы и рыбные котлеты (по 19%), рыбные консервы предпочитают 17%.
У каждого рыбного блюда есть «своя аудитория»:
|
Предпочтения россиян относительно конкретных видов рыб достаточно стабильны — за пять лет их топ-7 не изменился: это скумбрия (46%), сельдь (46%), горбуша (44%), минтай (40%), форель (37%), семга (35%) и килька/шпроты (31%). С 2018 г. все виды рыб стали звучать в ответах реже, особенно сайра (−19 п.п.), камбала (−15 п.п.), мойва (−15 п.п.), скумбрия (−13 п.п.), минтай, килька (−12 п.п.), сельдь, горбуша (–−11 п.п.).
В перечне употребляемой рыбы у молодежи 18-24 лет первые строки занимает «красная рыба» — форель (46%, +21 п.п. к 2019 г.) и горбуша (44%, +8 п.п. к 2019 г.). Группа старше 60 лет чаще употребляет рыбу более бюджетных видов — сельдь (41%), минтая и скумбрию (по 39%).
Рыба и здоровый образ жизни |
Рыба — источник белка, незаменимых аминокислот, микроэлементов и омега-3 ненасыщенных жирных кислот. Диетологи советуют регулярно употреблять рыбу всем, кто ведет здоровый образ жизни. В ходе исследования 53% россиян заявили, что ведут здоровый образ жизни. Чем старше респонденты, тем чаще они называют свой образ жизни здоровым (в группе до 25 лет — 38%, старше 60 лет — 65%). О том, что регулярно питаются правильно и избегают вредных привычек, говорят 43% наших сограждан. Показатель также увеличивается с возрастом опрошенных (в группе до 25 лет — 25%, старше 60 лет — 56%).
Большая часть россиян оценивает рыбу как обязательный элемент здорового питания — семь из десяти (71%, −8 п.п. к 2018 г.). С этим чаще соглашаются женщины (76% vs. 65% мужчин), граждане 45-59 лет (82%) и старше 60 лет (77%), тогда как показатель среди молодежи заметно ниже (48%). Этот вывод подтверждается и тем, что рыба занимает вторую позицию в перечне продуктов, составляющих основу здорового питания (тестировался список из 11 групп продуктов) — 70%. На первое место опрошенные поставили овощи (76%), на третье — фрукты (66%), далее следуют мясо (64%), молочная продукция (54%), яйца (53%), птица (51%) и другие продукты. В рейтинге молодежи 18-24 лет рыба занимает только четвертое место (55%), обгоняют ее овощи (72%), мясо (70%) и фрукты (66%), а россияне старше 60 лет ставят рыбу на первое место наравне с овощами (по 70%).
Группы потребителей рыбной продукции |
Потребителей рыбы и рыбной продукции можно разделить на несколько групп: «фанаты» (люблю рыбу, часто покупаю ее); «эстеты» (люблю рыбу, но считаю, что сложно найти продукт хорошего качества, поэтому покупаю ее реже, чем хотелось бы); «рациональные» (покупаю рыбу умеренно из-за полезности) и «равнодушные»
(ем рыбу достаточно часто, но не считаю ее любимым продуктом или каким-то особенно важным). За пять лет структура групп потребителей рыбы и рыбной продукции изменилась: на 8 п.п. сократилась доля группы «фанаты» (с 21% до 13%) и на 12 п.п. — доля группы «эстеты» (с 23% по 11%), значительно увеличились доли групп «равнодушные» (на 17 п.п., с 39% до 56%) и «рационалисты» (на 3 п.п., с 17% до 20%).
Респондентов также можно разделить на несколько групп по уровню здорового образа жизни (ЗОЖ): высокий (30%), средний (52%) и низкий (18%)[1]. Исследование показало, что употребление рыбы максимальное в группе с высоким уровнем ЗОЖ — 51% еженедельно потребляют блюда из рыбы, приготовленные дома, в кафе или столовой (среди людей с низким уровнем ЗОЖ таких только 26%).
[1] Группировка проводилась на основе вопроса: «Какие из следующих особенностей образа жизни подходят Вам — что Вы делаете регулярно, иногда или почти никогда?» (1. Хожу не менее тридцати минут в день. 2. Пью не менее полутора литров воды в день. 3. В среднем я сплю в сутки больше семи часов. 4. Занимаюсь физкультурой или спортом один раз в неделю и чаще. 5. Питаюсь правильно, избегаю вредных продуктов)», высокому уровню ЗОЖ соответствуют выбранные четыре или пять утверждений, среднему — два или три утверждения, а низкому — одно или ни одного
Результаты опроса подтвердили многие наши гипотезы. Пандемия «запустила» процесс изменения структуры спроса на рыбопродукцию – на фоне сокращения расходов массовый потребитель отдает предпочтение более дешевым видам продукции. Это подтвердил составленный ВЦИОМ рейтинг. В ТОП-4 не зря вошли самые доступные виды рыбы – скумбрия, сельдь, горбуша, минтай. Только после них следует премиальные форель и семга.
Важный сигнал для рынка — это ухудшение показателей потребления среди молодёжи. Это требует серьезного внимания со стороны производителей и ритейла. Очевидно, что коммуникация с этой аудиторией не эффективна и важно менять подход к ней. В целом мода на полезные и низкокалорийные продукты, а также растущая популярность азиатской кухни являются основными факторами, стимулирующими потребление морепродуктов во всем мире и точкой роста для российского рынка рыбопродукции.
Очевидно, и то, что ситуация с потреблением рыбы требует все большего внимания со стороны государства – необходимы комплексные меры для популяризации рыбы в стране как это принято в других странах (Японии, США и др.) и повышения ее доступности для населения. Прежде всего – льготное кредитование переработки. Сейчас перерабатывающие заводы из европейской части России к такой мере поддержки не подключены и могут получать кредиты только по стандартной ставке. При этом в силу специфики отрасли для наращивания производства, развития производственных мощностей и тем более для удержания цен оборотных средств предприятиям не хватает. Дело в том, что сырье и ингредиенты для производства они могут получить только по предоплате, а продукция отгружается в торговые точки с отсрочкой в несколько месяцев. Субсидирование ж/д перевозки рыбы, которое пока распространяется только на минтай важно распространить также на сельдь и горбушу.