МОСКВА, 14 ноября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу компании INARCTICA представляет результаты опроса о потреблении россиянами красной рыбы.
Больше рыбы в меню! |
Рыба традиционно занимает важное место в рационе россиян, чему способствовали и культурно-исторические особенности, и обилие рек, озер и морей на территории страны. Сегодня подавляющее большинство наших сограждан (98%) с разной периодичностью употребляют в пищу рыбу, в том числе каждый третий (34%) делает это раз в неделю или чаще, а каждый второй (47%) не реже одного раза в месяц. В топ-10 потребляемых сортов рыб за последний год вошли: сельдь (50%), горбуша (41%), минтай (40%), скумбрия (37%), форель (22%), килька, шпрот (22%), лосось (21%), мойва (13%) и треска (13%).
Восемь из десяти опрошенных (76%) заявляют, что хотели бы есть рыбу чаще. В топе по запросу россиян находится категория лососевых: форель (39%), лосось (38%), семга (36%), горбуша (24%). Среди других «желанных» сортов рыб — тунец (16%), скумбрия (15%), морской окунь (14%), треска (13%), камбала и палтус (по 12%). В целом данные показывают, что существует определенный разрыв между фактическим и желаемым потреблением рыбы.
Аквакультура — это… |
Аквакультура — это отрасль сельского хозяйства, занимающаяся выращиванием водных организмов (преимущественно рыб, но также моллюсков, ракообразных, водорослей) в контролируемых условиях для последующего промышленного использования, например, на «рыбных фермах». Опрос показал, что термин «аквакультура» вызывает в основном положительные эмоции (54%) у опрошенных россиян, в 25% случаев — безразличие (то есть общее восприятие термина — позитивно-нейтральное), только 7% отметили, что «аквакультура» вызывает у них отрицательные эмоции.
Чаще всего «аквакультура» ассоциируется у россиян с выращиванием, разведением рыб (23%), водоемами (16%) и рыбой, морепродуктами (9%), это отражает понимание основной сути аквакультуры. Среди положительных ассоциаций звучат такие ответы, как «чистота, качество, свежесть» (9%), «бережное отношение к природе» (7%), «польза для здоровья» (2%). Существенно реже в представлении опрошенных возникали негативные ассоциации: «низкокачественный продукт, химия, искусственные добавки» (5%), «выращивание в неволе» (2%). Среди других вариантов называли также бизнес, рабочие места, производство (3%), морские растения, водный мир (по 3%), рыболовство, наука о рыбе, доступность, низкая стоимость (по 2%).
Рыба дикая и «домашняя» |
Треть российских потребителей (33%) не имеют предпочтений относительно происхождения рыбы при ее покупке, не обращают на этот фактор внимания. Еще 3% затруднились ответить. Выбор тех, кто определился: 46% — за дикую рыбу, пойманную в естественной среде (прежде всего жители ДФО — 65%), 18% — за выращенную на фермерском хозяйстве. В ответах на этот вопрос прослеживаются заметные возрастные различия: доля сторонников дикой рыбы растет с возрастом опрошенных от 18% среди молодежи до 24 лет до 63% в старшей группе. Чем моложе опрошенные, тем чаще они или предпочитают выращенную в фермерском хозяйстве рыбу (41% среди 18-24-летних vs. 11% в группе 60+), или не обращают внимания на этот аспект (40% среди 18-24-летних vs. 25% в группе 60+).
По мнению сторонников дикой рыбы, такой продукт не содержит антибиотиков, гормонов, ГМО (29%), выращен в естественной среде обитания (28%), более вкусный (22%) и полезный (13%), натуральный (8%), экологичный (4%).
Респонденты, делающие выбор в пользу аквакультурной рыбы, аргументируют свою позицию в первую очередь ее «чистотой» — отсутствием в ней паразитов, болезней (23%). Выращенную на рыбных фермерских хозяйствах рыбу они считают более безопасной, качественной (по 17%), прошедшей контроль производителя (16%), отмечаются также хорошие условия обитания (14%), лучшее питание (11%), экологичность (7%), свежесть (6%), сохранность численности рыб (6%).
Большинство опрошенных россиян в той или иной степени согласны с суждениями относительно аквакультурной красной рыбы, о том, что она проходит более строгий контроль качества, так как известен производитель, который отвечает за безопасность продукции (63%), и более доступна по цене, чем дикая (49%). Полностью или скорее не согласны с этими представлениями 22% и 24% соответственно.
Еще одна исследуемая характеристика — страна производства (вылова). Так, большая часть опрошенных россиян, употребляющих красную рыбу (73%), отдают предпочтение российскому сырью — рыбе, выращенной или выловленной в российских водах, а не импортной (выловленной за пределами России). Свой выбор покупатели объясняют поддержкой отечественного производителя и большим доверием к российскому производству. Только 3% выбирают импортную, а для еще 22% этот критерий не значим вовсе.
На вкус и цвет… |
Красную рыбу употребляют с разной периодичностью абсолютное большинство россиян (97%), в принципе употребляющих в пищу рыбу. В том числе 15% делают это еженедельно, 44% — один или несколько раз в месяц, а 38% — реже, чем раз в месяц. С возрастом растет доля россиян, употребляющих красную рыбу еженедельно (20% в старшей возрастной когорте и 9% среди 18-24-летних), при этом среди опрошенных старше 60 лет 8% отметили, что едят красную рыбу несколько раз в неделю (vs. 2% среди 18-44-летних). Кроме этого, значимыми факторами структуры и частоты потребления являются финансовое положение и место проживания респондентов. Чаще других о потреблении красной рыбы говорят в Москве (едят еженедельно 22%), крупных городах (500-950 тыс. чел. — 21%), в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (20-22%), потребители с хорошим материальным достатком (25% vs. 7% в группе с плохим).
Опрос установил, что 42% едят красную рыбу одинаково весь год, независимо от сезона, но достаточно часто встречаются и те, кто отдает ей предпочтение в холодное время года (39%). Если говорить о способах потребления красной рыбы, то одинаково широко распространены как употребление ее без термической обработки (65%) — соленой, холодного копчения, замороженной (в том числе в салатах, суши), так и термически обработанной (59%) — жареной, запеченной, на пару, горячего копчения.
Безусловным лидером среди любимых блюд из красной рыбы у россиян является приготовление кусков рыбы, стейка (60%). На втором месте бутерброды с красной рыбой (48%), в топ-3 вошли роллы, суши (35%). Суп (26%), салаты (18%), пироги и котлеты (по 9%) пользуются меньшей любовью наших сограждан.
«Рыба – обязательная позиция в сбалансированном рационе питания ЗОЖ. Без неё практически невозможно ни активное долголетие, ни сохранение ментального здоровья. И люди в большинстве своем это понимают. Однако потребление рыбы сегодня несопоставимо меньше, чем потребление мяса. Молодежь в меньшей степени понимает и принимает ценность потребления рыбы. Качественная рыбная продукция в широком ассортименте и по доступной цене – на этих направлениях и следует сосредоточиться, если мы хотим повысить потребление рыбы и улучшить здоровье россиян».