Аналитический обзор
Фото:
Экономика

Рост цен на товары повседневного спроса: итоги кризисного года

По оценкам респондентов, к концу года темп роста цен на основные категории товаров и услуг существенно снизился.
Фото:
Коротко о главном
  • Среди продуктов наиболее ощутимым стало подорожание овощей и фруктов, мяса, молока, а среди прочих категорий товаров и услуг чаще всего отмечается рост коммунальных платежей
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Среди продуктов наиболее ощутимым стало подорожание овощей и фруктов, мяса, молока, а среди прочих категорий товаров и услуг чаще всего отмечается рост коммунальных платежей

МОСКВА, 13 января 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг.

По оценкам респондентов, темп роста цен на основные продукты и услуги в конце 2015-го был заметно ниже, чем в начале года. Если год назад о существенном росте цен на ряд товаров говорили более 50%, то сегодня эти доли заметно снизились. В то же время стало больше тех, кто говорит скорее о небольшом подорожании или стабилизации цен.

В первую очередь, граждане, совершающие покупки самостоятельно, отмечают повышение стоимости овощей и фруктов (всего 82%, в том числе 41% - существенный рост) – индекс роста цен* по данной категории товаров в декабре составил 61 п., против 79 п. в январе 2015 г. (при диапазоне от -100 до 100).

Также довольно ощутимым является подорожание мяса – его заметили 75% (в том числе 36% сказали о значительном росте), индекс 55 п. и молочных продуктов – 72%, индекс 48 п. Для сравнения, в январе 2015 г. соответствующие показатели составляли 77 и 68 п. Рост ценников на хлеб фиксируют 66% опрошенных, совершающих покупки и оплачивающих квитанции, индекс 41 п. (на 21 п. ниже январского значения), на сахар – 62%, 40 п. (в январе – 78 п.), на крупы и макароны – 61%, 38 п. (минус 33 п. с начала года).

Среди услуг и непродовольственных категорий товаров чаще всего говорят о подорожании коммунальных платежей (74%, в том числе 39% - существенный рост), показатель роста цен составляет 56 п., что практически повторяет результат января 2015 г. (58 п.). Около половины (54%) отмечают повышение цен на бензин (индекс 38 п. – против 45 п. в январе). Наименее существенным, по оценкам респондентов, стало повышение цен на проездные билеты – его ощутили 43% (индекс 29 п. – заметно ниже показателя годичной давности – 44 п.).

*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как сумма ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу "цены значительно снизились" присваивается коэффициент (-1), ответу "цены снизились, но незначительно" коэффициент (-0,5), ответу "цены выросли, но незначительно" 0,5, ответу "цены значительно выросли" 1, ответу "цены не изменились" 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция, по мнению россиян.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 декабря 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07