Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Аналитический обзор
Фото:
Политика

РОССИЯНЕ ПРОТИВ КИРКОРОВА И МАССКУЛЬТА

Фото:
Коротко о главном
  • 34% опрошенных заявили, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 34% опрошенных заявили, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье.

МОСКВА, 26 июля 2004 г. Заканчивается судебное разбирательство по делу Филиппа Киркорова против Ирины Ароян. Как показывают данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), нынешнюю отечественную «массовую культуру» большинство россиян оценивает скорее со знаком «минус», но требования к ее деятелям, особенно в том, что касается употребления ненормативной лексики, не снижаются. Более того, отношение к масскульту разделяет россиян по двум линиям: «деды против внуков» и «интеллигенты против обывателей».

Масскульт вредит здоровью

34% опрошенных заявили, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье. Положительное ее влияние обнаруживают 29%, которые считают, что массовая культура помогает людям отдохнуть и развлечься. Еще четверть опрошенных (24%) полагают роль шоу-бизнеса и массовой культуры сильно преувеличенной и убеждены, что серьезного влияния на общество они не оказывают.

Наиболее критично в отношении масскульта настроены люди старших возрастов, тогда как молодежь, напротив чаще оценивает его позитивно. Так, если среди респондентов старше 60 лет об отрицательной роли этой культуры говорят 47%, то среди молодежи таких оценок втрое меньше – 15%. И наоборот: 47% молодежи видят в ней элемент досуга и отдыха; сходной точки зрения придерживается втрое меньше - 16% пожилых респондентов.

Культура и мат несовместимы

Одной из характерных черт современной массовой и шоу культуры является употребление ненормативной лексики, в том числе в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, в публичных выступлениях звезд шоу-бизнеса. В отношении этой практики подавляющее большинство россиян (80%) настроены крайне негативно, считая употребление мата недопустимым проявлением распущенности, бесталанности.

13% допускают употребление мата в тех случаях, когда оно используется в качестве необходимого художественного средства. Только 3% полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении - это просто ханжество. При этом молодежь несколько более терпима к ненормативной лексике, чем люди старшего поколения, чаще других, видя в ней художественное средство (20%) или просто необъемлемый элемент отражения обыденной жизни в культурных произведениях (7%).

Киркоров переступил моральные нормы?

Негативное отношение к использованию ненормативной лексики отражается и в оценках россиянами ситуации вокруг конфликта между журналисткой И. Ароян и Ф. Киркоровым. Каждый второй (47%) встал на сторону И. Ароян, тогда как поп-звезду поддержали только 6%. Более трети опрошенных (39%) вообще не проявили интереса к этому процессу. Характерно, что в данном случае оценки молодежи и людей старшего поколения в целом совпадают, хотя на стороне И. Ароян все же выступают люди старшего возраста (45-59 лет).

Большинство россиян (47%) считают, что яркие персонажи телеэкранов, будучи образцами и кумирами для значительной части молодежи, должны отвечать моральным требованиям даже более высоким, нежели те, которые предъявляются к обычным людям. 41% считает звезд шоу-бизнеса, телевидения такими же людьми, как и все остальные, и что они соблюдать общепринятые нормы морали и приличия. И лишь меньшинство в 6% опрошенных полагают допустимыми некоторые элементы вызывающего поведения, эпатажа со стороны поп-персонажей как людей творческих и неординарных.

Причем, более требовательны к культуре люди с небольшими доходами (до 3 000 рублей) и с высшим образованием. Представители средне- и высокодоходных групп настроены более либерально и полагают, что эпатаж допустим, а «звезды» ничем не отличаются от других людей и не должны нести ответственность за их моральное состояние.

Кино и книги – «это наше все»

Опрос показал, что включенность россиян в разные формы досуга достаточно насыщена и разнообразна. В течение последнего года чаще всего россияне ходили в кино (22%), покупали книги – русскую и зарубежную классику (по 22%) и детективы, женские романы (18%). Достаточно большое число опрошенных – 12-16% - посещали театры, эстрадные концерты, выставки, ездили на экскурсии. Примерно столько же россиян ходили в рестораны и ночные клубы, на дискотеки, посещали спортивные соревнования. Самой низкой популярностью, как показал опрос, пользуются концерты классической музыки. Однако высокая досуговая активность присуща далеко не всем россиянам – 41% опрошенных в течение прошедшего года ничего из вышеперечисленного не делали.

В настоящее время возможностями активного досуга обладают и пользуются в основном молодые и обеспеченные россияне. Причем, среди предпочтений молодежи явно выделяются дискотеки и танцклубы (их посещали 56% 18-24-летних россиян), кино (54%), рестораны и ночные клубы (38%), эстрадные концерты (30%). Эти же предпочтения характеризуют досуг обеспеченных россиян, которые кроме того часто приобретают классическую русскую и зарубежную литературу. Как и следовало ожидать, явные преимущества в проведении досуга имеют жители мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга.

 

17-18 июля 2004 г.

Общероссийский опрос

Опрашивалось 1539 чел.Опрос проведен в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России.

интервью по месту жительства.

Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07