МОСКВА, 12 июля 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как часто россияне заходят на почту и какими услугами пользуются чаще всего, как оценивают работу «Почты России» и какие претензии чаще всего предъявляют к ней.
Услуги почты становятся менее востребованными. Растет доля тех, кто вообще никогда не посещал свое почтовое отделение (с 2 до 13%). Регулярно (не реже, чем ежемесячно) посещают свое почтовое отделение 42%. В первую очередь, меньше стало тех, кто заходит на почту еженедельно (с 8 до 4%). Относительно стабильной остается доля тех, кто бывает на почте ежемесячно (34-38% в течение последних лет). Каждый пятый заходит на почту лишь раз в несколько месяцев, еще 23% - раз в год или даже реже.
Регулярные клиенты почты - это, в первую очередь, селяне (50%), пожилые респонденты (50%) и те, кто не пользуется Интернетом (49%). Значительно реже (т.е. раз в несколько месяцев или даже реже) свое почтовое отделение посещают жители малых городов (52%), россияне моложе 35 лет (50%) и пользователи сети Интернет (49-53%). О том, что никогда не были там, сообщают, как правило, москвичи и петербуржцы (29%) и 18-24-летние респонденты (19%).
Россияне ходят на почту ради оплаты коммунальных и других счетов (40%), а не для того, чтобы отправить письмо (16%). Еще менее популярны услуги получения пенсии и других выплат (13%), оформления подписки и денежных переводов (по 12%), отправления посылок (7%), погашения кредитов (6%), отправления телеграмм (5%), телефонной связи и заказа товаров по каталогу (по 4%). Наименее востребованы услуги доступа в Интернет (2%) и страхования (1%).
Интересно, что за последний год респонденты стали значительно реже пользоваться традиционными почтовыми услугами: отправлять письма (с 27 до 16%) и посылки (с 12 до 7%), оформлять подписку (с 16 до 12%). Одновременно, значительно возросла доля тех, кто вообще не пользовался услугами почты в течение последних трех месяцев (с 19 до 27%).
В то же время, большинство россиян довольно тем, как работает «Почта России», хотя и в меньшей степени, чем год назад (доля таких респондентов сократилась с 67 до 62%). Такую оценку дают, прежде всего, южане (78%), селяне (73%), малообразованные респонденты (67%) и те, кто регулярно посещает свое почтовое отделение (76%). Лишь 15% негативно отзываются о работе почты. Это, как правило, дальневосточники (38%), жители крупных городов (23%) и образованные сограждане (19%).
Россияне, как правило, не замечают перемен в работе «Почты России» (40%), однако каждый третий указывает на некоторое улучшение (31%). Лишь 7% считают, что почта стала работать хуже. Не видят перемен в работе почты жители Центрального округа (49%). Положительные сдвиги заметены южанам (65%) и тем, кто регулярно посещает свое почтовое отделение (42%). Негативные изменения отмечают уральцы (15%) и жители Северного Кавказа (17%).
В работе «Почты России» наших сограждан не устраивают, главным образом, постоянные очереди, причем в большей степени, чем год назад (с 58 до 71%). Значительная часть опрошенных недовольна невежливым обращением персонала (26%, год назад - 33%). Респонденты также указывают на высокие тарифы (18%), несвоевременное оказание услуг (16%), неудобный режим работы (15% против 9% в 2009 году). По 11% сетуют на то, что письма, посылки, газеты не доходят и на плохое оформление почтовых отделений, 9% - на их неудобное месторасположение. неудобный режим работы почтовых отделений (с 9 до 15%) и их плохое оформление (с 6 до 11%).