Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Общество

Россияне о высшем образовании

Фото:
Коротко о главном
  • Более обеспеченные слои выступают за сосуществование бесплатного и платного высшего образования, ограниченного госзаказа на специалистов и самостоятельного поиска работы выпускниками.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Более обеспеченные слои выступают за сосуществование бесплатного и платного высшего образования, ограниченного госзаказа на специалистов и самостоятельного поиска работы выпускниками.

МОСКВА, 31 августа 2004 г. Российское высшее образование в новом учебном году вступает в очередной период перемен – намечается сокращение числа вузов, обсуждается возрождение системы государственного заказа на молодых специалистов и т.п. В этой связи Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решил выяснить мнение граждан о том, какое же высшее образование нужно сегодня России. В ходе опроса выяснилось, что среди наименее адаптированных групп населения популярно мнение о бесплатном университетском образовании и идеи обязательного послевузовского распределения на работу. Более обеспеченные слои выступают за сосуществование бесплатного и платного высшего образования, ограниченного госзаказа на специалистов и самостоятельного поиска работы выпускниками.

Нужно ли сокращать вузы?

В последнее время в СМИ неоднократно поднимался вопрос о возможном сокращении количества вузов. Опрос показал, что мнения россиян о наиболее вероятных последствиях такого сокращения разделились. Респонденты склоны отмечать прежде всего негативные последствия такого решения: рост стоимости высшего образования (43%), рост безработицы среди молодежи (19%) и нехватку специалистов в отдельных отраслях экономики (15%). Вероятные позитивные результаты - повышение качества подготовки специалистов (17%), сбалансированность спроса и предложения специалистов на рынке труда (16%) – отмечаются существенно реже.

Кому нужны выпускники?

В ходе исследования также было выявлено мнение россиян о возможном восстановлении государственного заказа на подготовку специалистов, в соответствии с которым выпускники госвузов, обучавшиеся бесплатно, обязаны отработать определенное время по распределению.

Опрос показал, что большинство респондентов вполне лояльно относятся к этой идее. 44% опрошенных считают, что вообще все высшее образование должно быть построено, как и прежде, на базе государственного планирования и заказа. Еще 38% – это сторонники смешанной системы, при которой есть и госзаказ на специалистов, и возможность получать образование, какое человеку хочется, а затем самому искать себе работу. И лишь 10% полагают, что госзаказа быть не должно.

Сторонниками государственного плана и заказа на подготовку специалистов чаще оказываются менее адаптированные социальные группы опрошенных – женщины, пожилые люди, респонденты с начальным образованием, с низкими доходами, жители сел. «Адаптанты» – мужчины, молодежь, респонденты с высшим образованием, хорошо материально обеспеченные опрошенные, а также москвичи и петербуржцы - чаще отдают предпочтение смешанной системе (и госзаказ, и выбор вуза, а затем поиск места работы по собственному усмотрению и на свой страх и риск).

Платные или бесплатные вузы?

За последние 11 лет мнения россиян по вопросу о том, каким должно быть высшее образование, существенно изменились.

Если в 1993 и 1995 гг. около половины респондентов (51 и 47% соответственно) полагали, что высшее образование должно быть «смешанным» – и платным, и бесплатным, то в 2003 и 2004 гг. более половины опрошенных (55 и 58%) отметили, что оно должно быть в основном бесплатным.

Сторонниками в основном бесплатного высшего образования выступают обычно слабо социально адаптированные россияне – женщины, пожилые люди, опрошенные с начальным образованием, с низкими доходами, жители сел. И наоборот, «адаптанты» – мужчины, молодежь, респонденты с высшим образованием, опрошенные из высокодоходных групп, а также москвичи и петербуржцы чаще отдают предпочтение смешанной системе высшего образования, где сосуществовали бы платные и бесплатные образовательные услуги.

Зачем нам высшее образование?

Среди причин, побуждающих людей получать высшее образование, респонденты чаще всего называют те, что связаны с вопросами профессионального роста, поскольку, в их представлениях, наличие высшего образование открывает новые возможности для того, чтобы трудоустроиться на хорошую работу (48%), сделать карьеру (28%), стать хорошим профессионалом в своей области (26%). Для части россиян важно оказаться в культурной, образованной среде (8%); выйти за рамки своего окружения, повысив свой социальный статус (9%). 10% полагают, что получить высшее образование нужно, прежде всего, для того, чтобы не служить в армии. Есть и группа россиян (15%), для кого важны «знания ради знания», ради расширения кругозора, а не из каких-либо прагматических соображений.

Во всех группах респондентов признается, что высшее образование необходимо прежде всего, чтобы найти хорошую работу. Мужчины, как правило, более заинтересованы в карьерном росте, женщины – в том, чтобы стать хорошим профессионалом. Молодежь чаще других групп ориентирована на карьеру. Чем моложе респонденты, тем чаще они увязывают получение высшего образования с возможностью избежать службы в армии.

Респонденты с высшим образованием, а также с более высокими материальными доходами настроены более прагматично и чаще связывают стремление получить его с интересами трудоустройства, карьеры и профессионализма. Чем ниже уровень образования респондентов, тем чаще они полагают, что люди устремляются в вузы, просто потому что «так принято», и в этом смысле их мотивация к получению хорошего образования заметно слабее.

 

17-18 июля 2004 г.

Общероссийский опрос

Опрашивалось 1539 чел.Опрос проводили в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России.

интервью по месту жительства.

Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07