МОСКВА, 15 ноября 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Агентством массовых страховых коммуникаций «АМСКОМ» представляет данные о пользовании обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Полис ОСАГО в этом году приобрели 16% населения России. При этом об обладании автомобилем заявили 23% опрошенных, среди них приобрели полис ОСАГО 59%.
Из всех обладателей автомобилем 38% не покупали полис в 2005 году и не собираются покупать его в следующие полгода.
В этой группе по сравнению с другими автомобилистами больше молодых людей (18-30 лет) и больше пожилых (более 60 лет). В ней несколько меньше людей с высшим образованием и она имеет менее высокие доходы на семью: в среднем 8900 рублей на семью против 11600 рублей у остальных автовладельцев. Более 80% представителей этой группы проживают в небольших городах и селах.
Если говорить о других страховых продуктах, помимо ОСАГО, то 16% пользователей ОСАГО также имеют полис КАСКО, 8% - полис страхования имущества (квартира), по 3% добровольное медицинское страхование и страхование загородного имущества, дачи.
Чаще всего полис ОСАГО приобретают непосредственно в офисе страховой компании (43%), на втором месте агент, но не в офисе компании (34%), затем идет ГИБДД (12%). Прочие каналы продаж, в том числе страховые брокеры и Интернет, получили долю меньше статистической погрешности.
Для сравнения, страхователи имущества (квартира, дача) и пользователи различных видов личного страхования (жизнь, несчастный случай, поездки, страхование от травм и болезней) приобретают полис главным образом через агента, на втором месте офис компании.
Итак, специфика ОСАГО в том, что его полисы покупаются главным образом непосредственно в офисе страховой компании, тогда как другие страховые продукты – через агента.
В рамках опроса пользователей различных видов страхования тестировали на чувствительность к цене полиса. Респондентам было предложено оценить свое отношение к цене реального страхового продукта одной компании (страхование квартиры). В результате пользователи ОСАГО оказались наряду с пользователями страхования имущества более чувствительными к цене полиса по сравнению с пользователями личного страхования.
Среди пользователей ОСАГО и страхователей имущества только 39% и 42% соответственно посчитали цену невысокой или приемлемой, тогда как среди пользователей страхования имущества позитивно относятся к цене 56%.
Таким образом, пользователи ОСАГО более требовательны к цене полиса по сравнению с пользователями личных видов.
Если бы пользователь ОСАГО сейчас выбирал страховую компанию, то определяющими характеристиками компании были бы репутация крупной, финансово-устойчивой компании (47%), цена полиса (37%), длительность и опыт работы на рынке (28%).
Отметим, что по сравнению с пользователями страхования имущества и личного страхования обладатели полисов ОСАГО существенно чаще обращают внимание на цену полиса. Среди страхователей имущества цену полиса в качестве значимой характеристики компании указали 23%, среди пользователей личного страхования – 17%.