МОСКВА, 12 февраля 2004 г. Сегодня в Независимом пресс-центре состоялась презентация аналитического доклада "Россия накануне президентских выборов", подготовленного специалистами Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и группы "Циркон" на основе последних социологических опросов населения. Тема нового исследования социологов - что думает и чего хочет российское общество за месяц до президентских выборов, чего оно ждет от власти, как избиратели проголосуют 14 марта, какой социальный и политический заказ они предъявляют новому президенту России.
По оценке генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, "только три кандидата в президенты - Путин, Хакамада и Глазьев могут претендовать на более или менее всероссийскую известность (более 50% респондентов). Примечательно, что известность кандидатов оказалась не связанной с какими-либо социально-демографическими параметрами респондентов. Даже фактор образования, как ни странно, не сильно влияет на информированность граждан о кандидатах на пост Президента РФ".
Как выяснили социологи, действующий президент Владимир Путин не имеет в настоящий момент соперников, способных составить ему конкуренцию на предстоящих выборах. За него готовы проголосовать около 70% активных избирателей, в то время, как Сергей Глазьев может набрать до 10%. Существенно ниже шансы Ирины Хакамады - у нее очень высокий антирейтинг, почти 35% опрошенных не готовы голосовать за нее ни при каких обстоятельствах.
В то же время приходится констатировать, что "партия власти" сегодня не имеет подготовленных "дублеров", способных в случае необходимости заменить Владимира Путина. Как показывают результаты опросов, в случае неучастия действующего президента в выборах, "партии власти" не гарантирован успех против объединенной лево-патриотической оппозиции. Возглавить ее, в случае серьезного выступления на выборах 14 марта (т.е. набрав около 10%), мог бы Сергей Глазьев.
Анализируя явку россиян на предстоящих выборах, генеральный директор Группы ЦИРКОН Игорь Задорин отметил: "показатель декларируемой готовности россиян проголосовать зафиксирован на уровне 80-83%, что на 6-8% выше уровня, отмеченного перед думскими выборами. Однако в ходе исследования выяснилось существование двух стойких групп населения, существующих вне зависимости от электоральной ситуации - тех, кто ходит на выборы регулярно и постоянно (50-55%) и тех, кто не ходит никогда (20-25%). При учете мотиваций избирателей и введении коэффициента вероятности, становится очевидно, что явка 14 марта будет на уровне 60-62%".
Интересные данные получены и при анализе политических предпочтений электората отдельных кандидатов. По словам руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Владимира Петухова, "большинство электоратов всех ведущих партий и блоков намерено поддержать кандидатуру Владимира Путина. Сергей Глазьев может рассчитывать лишь на четверть сторонников "Родины" и весьма незначительную часть сторонников КПРФ. Ирина Хакамада сможет консолидировать лишь 16% немногочисленных сторонников СПС и больше никого, включая избирателей "Яблока". Поэтому происходит не только объединение общества вокруг личности самого Владимира Путина, но и ценностная унификация самых различных социальных слоев и групп. А значит, другие претенденты на пост президента вынуждены опираться на наиболее радикальную часть своих потенциальных сторонников, что лишь способствует их политической маргинализации".
Подводя итоги исследования, член Научного совета ВЦИОМ Леонтий Бызов заметил, что "экономическая и политическая стабилизация, достигнутая в 2000-2004 годах, в настоящее время воспринимается обществом вовсе не как итог, а наоборот, как некая исходная база для дальнейшего развития страны. Речь идет о реформировании той олигархическо-бюрократической системы, которая складывалась на протяжении 90-х годов, с одной стороны, а с другой - о "возвращении" государства в социальную сферу с целью создания благоприятных условий для реализации интересов, прав и свобод граждан России".