МОСКВА, 13 ноября 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне воспринимают Германию и немцев, как оценивают российско-германские отношения и их перспективы.
Родственники, знакомые или коллеги немцы есть (или были) у каждого четвертого россиянина (26%). А Германию случалось посещать 7% опрошенных. При этом, остальные в большинстве случаев сообщили, что хотели бы побывать в этой стране (57%).
Германия ассоциируется у россиян, главным образом, с Великой отечественной войной (29%). Среди распространенных ассоциаций – развитая страна (13%) или обобщенные ассоциации – государство в Европе (11%).
Главным качеством немцев россияне считают порядок (67%). К наиболее ярким их чертам также относят уважение закона (30%), приверженность традициям (26%), уважение власти (20%) и т.д. И, напротив, реже всего упоминаются чувство юмора и смелость (по 3%).
Наиболее распространенные представления о Германии – «товары, производимые в этой стране, в целом качественные» (42%) и «в этой стране люди живут хорошо» (41%). И, к наименее свойственным характеристикам страны респонденты относят пораженность ее общества коррупцией, преступностью и т.д. (22%).
Отношения России и Германии респонденты оценивают сегодня на три с плюсом – 3,65 балла из 5 возможных. При этом, отношение властей Германии к России оценивается как наиболее дружелюбное (70%), по сравнению с другими странами. Отношение самих немцев к России большинство опрошенных также оценивают позитивно (68%).
Культуру Германии признают не слишком близкой (6,76 балла по шкале от 1 до 11 баллов, где 1 – наиболее близкая, 11 - наименее), по сравнению, с например, белорусской (2,29) и украинской (2,34), но при этом, более близкой, чем американская (8,41).
По мнению респондентов, Россию и Германию сегодня сближает, прежде всего, возможность совместного решения экономических вопросов (15%), а отдаляет - память о Великой отечественной войне (12%).
Укреплению российско-германских отношений, по мнению респондентов, более всего будет способствовать развитие экономического сотрудничества (49%). К наиболее весомым факторам также относят развитие туризма (29%), политического партнерства (23%), отношений в сфере культуры (20%).
Товары немецкого производства покупает большинство россиян и прежде всего – бытовую технику (35%), а также обувь (22%), одежду (17%) и т.д. Качеством приобретаемых товаров подавляющее большинство опрошенных довольны (85%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 28-29 сентября 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.