МОСКВА, 7 ноября 2008 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают ассортимент продуктов и товаров для дома в магазинах, а также случалось ли нашим согражданам, не обнаружив на полках магазинов продукты привычных марок, приобретать товары других производителей.
Большинство россиян (71%) за последние две-три недели не замечали в магазинах существенного сужения ассортимента продуктов и товаров для дома (42% - скорее нет, 29% - точно нет). Только 19% наших соотечественников, напротив, отмечают, что выбор стал меньше (16% - скорее да, 3% - точно да). 9% затруднились ответить.
Сужение ассортимента продуктов и товаров для дома в магазинах наиболее склонны отмечать жители Северо-Западного и Уральского федеральных округов (по 32%), а также москвичи и петербуржцы (33%). О том, что не заметили такого явления за последние две-три недели, чаще сообщают жители Приволжья (79%), средних городов и сел (74-75%).
Чем выше самооценка материального положения россиян, тем чаще они отмечают, что выбор продуктов и товаров для дома в магазинах действительно стал менее широким: 24% россиян с высокой самооценкой материального положения «против» 16% опрошенных с его низкой самооценкой.
Почти две трети россиян (67%) заявляют, что им не приходилось, не обнаружив продукты и товары определенной марки и производителя, покупать другие. Четверть респондентов (25%), напротив, отмечает, что такие ситуации происходили. 9% затруднились ответить.
Жители малых городов наиболее склонны заявлять, что приобретали товары других марок и производителей вместо привычных (32%), а москвичи и петербуржцы чаще отмечают, что с такими случаями не сталкивались (71%).
18-44 летние россияне и опрошенные с высшим или неоконченным высшим образованием чаще остальных отмечают, что им приходилось приобретать товары другой марки и производителя, не обнаружив тех, что искали (29-30% и 28% соответственно). О том, что такие ситуации с ними не происходили, наиболее склонны заявлять респонденты в возрасте от 60 лет и старше (69%).