9 декабря 2021 г. ВЦИОМ представляет данные опроса, посвященного предустановленным российским приложениям в операционной системе iOS.
Российским пользователям операционной системы iOS от 18 до 50 лет задали ряд вопросов на тему предустановленных российских приложений на устройствах, приобретенных после вступления в силу Федерального закона № 425-ФЗ о предустановке российского программного обеспечения 1 апреля 2021 г.
Подавляющее большинство опрошенных (80%) считают удобным способ взаимодействия с предустановленными приложениями, реализованный в системе в настоящий момент, — через специальный экран со списком 13 приложений, из которых в момент настройки телефона пользователь может выбрать те, которые хочет скачать. Каждый пятый (20%) с этим не согласен.
Три четверти опрошенных (77%) предпочитают самостоятельно выбирать все приложения, которые будут на их смартфоне, и скачивать их в App Store, 18% считают комфортным, чтобы какая-то часть приложений, рекомендованных Правительством РФ к установке, уже была на их смартфоне в виде списка/иконок, а какую-то часть они могли самостоятельно выбрать и скачать в App Store.
Только 3% опрошенных ответили, что им было бы комфортно, если бы на телефон еще на производстве установили максимально много приложений, рекомендованных Правительством РФ, для разных задач, чтобы им не пришлось дополнительно ничего скачивать в App Store.
Принимая решение о скачивании приложения на смартфон, российские пользователи чаще всего обращают внимание на рейтинг в App Store (44%), отзывы и обзоры в интернете (41%), а также наличие или отсутствие платы за использование приложения (38%).
Топ-3 наиболее часто устанавливаемых и используемых за последнее время приложений — «ВКонтакте», «Госуслуги», «Почта Mail.ru» — чаще устанавливаются в процессе использования телефона, чем во время его настройки со специального экрана. Так, «ВКонтакте» устанавливают 59% в процессе использования, 20% устанавливают во время настройки; «Госуслуги» скачивают во время использования 62%, против 18% — на этапе настройки; «Почту Mail.ru» — во время использования 56%, против 25% — с экрана настройки.
Менее популярные приложения существенная часть пользователей устанавливает с экрана настройки (преимущественно или в паритете с долей тех, кто устанавливает в процессе использования): «МойОфис Документы» (47% против 33%), «OK Live» (39% против 38%), «Новости Mail.ru» (38% против 40%).
Из 13 приложений, рекомендованных Правительством РФ к предустановке, существенный пользовательский интерес вызывают только два («ВКонтакте» и «Госуслуги»). Приложением «ВКонтакте» за последние три месяца пользовались 79% опрошенных, а «Госуслуги» — 58%. При этом даже среди тех, кто не устанавливал приложения на свой смартфон, больше половины (52%) пользуются этими сервисами через браузер. Остальные сервисы значимо проигрывают «ВКонтакте» и «Госуслуги» по интересу пользователей iOS.
«Наличие рекомендованных приложений не вызывает у российских пользователей iPhone чувства, что их выбор чем-то ограничен. Три четверти опрошенных считают комфортной ситуацию свободного выбора. И при этом четверо из пяти опрошенных считают реализацию положений закона в виде стартового пакета вполне удобной. Вероятнее всего, это решение воспринимается как один из вариантов свободного выбора и стоит в одном ряду с другими способами продвижения продуктов на рынке приложений для частного пользования».