Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Ведомости/ТАСС
Политика

Россия и Европа: вчера, сегодня… но будет ли завтра?

Европейская идентичность россиян подверглась эрозии, на смену ей пришло представление о нашей стране как об отдельной цивилизации, социальная база «европеизма» последовательно сокращается.
Фото:
Коротко о главном
  • 63% россиян полагают, что отношения между Россией и Западом всегда будут строиться на недоверии (+21 п.п. к 1999 г.).
  • 65% убеждены, что Россия не является в полной мере европейской страной, это особая евразийская цивилизация и в будущем центр ее интересов будет смещаться на Восток (2007 г. — 45%, 2008 г. — 42%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 63% россиян полагают, что отношения между Россией и Западом всегда будут строиться на недоверии (+21 п.п. к 1999 г.).
  • 65% убеждены, что Россия не является в полной мере европейской страной, это особая евразийская цивилизация и в будущем центр ее интересов будет смещаться на Восток (2007 г. — 45%, 2008 г. — 42%).

МОСКВА, 28 июля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, как изменились представления наших соотечественников об отношениях России и Запада за последние десятилетия.

Дружба или недоверие?

За три десятилетия постсоветской истории траектория отношений России и Запада не раз меняла свое направление — от сближения и сотрудничества к охлаждению и обрыву связей. Менялся и взгляд общества: если в 1999 г. преобладало мнение, что отношения между Россией и Западом могут быть по-настоящему дружественными (57%), то почти четверть века спустя ситуация изменилась на противоположную. Сегодня большинство россиян считает, что отношения между Россией и Западом всегда будут строиться на недоверии (63%, +21 п.п. к 1999 г.), обратного мнения придерживаются около трети — 32% (−25 п.п. к 1999 г.). Оптимизм в этом вопросе присущ только молодежи до 25 лет (53% говорят о возможности дружбы с Западом, 45% — о недоверии), можно предположить, что это следствие меньшей погруженности в политику или большего космополитизма.

  • Женщины чаще говорят, что между Россией и Западом возможны по-настоящему дружеские отношения (37% vs. 26% мужчин). Соответственно, мужчинам ближе мнение, что такие отношения всегда будут омрачены недоверием (69% vs. 57%).

 

Разворот на Восток

Европа и Россия исторически и культурно развивались в тесном сотрудничестве. При этом, по мению многих экспертов и мыслителей, однозначно отнести Россию к Европе нельзя, поскольку в ней сочетаются европейские и восточные традиции, что делает ее уникальной евразийской цивилизацией. Дискуссии по этому вопросу ведутся не один век, и точка в них вряд ли когда-нибудь будет поставлена. Сегодня россиянам ближе идея о том, что Россия не является в полной мере европейской страной, это особая евразийская цивилизация, и в будущем центр ее интересов будет смещаться на Восток (65%), в 2007 г. так думали 45%, в 2008 г. — 42%, то есть в наши дни эта позиция заметно укрепилась. Другой точки зрения (Россия — часть Европы, и в XXI в. их судьбы будут теснее всего связаны) придерживаются 20% наших соотечественников, это в два раза меньше, чем в предыдущие замеры (2007 г. — 38%, 2008 г. — 45%). Результаты говорят о возрастающей дистанцированности России от Европы. Этот тренд характерен для представителей всех возрастов, кроме молодежи до 25 лет, в этой группе мнения разделяются практически поровну: 43% считают, что Россия — часть Европы, а 49% — что это особая евразийская цивилизация. То есть молодежь в большей степени ориентирована на сближение с Западом, чем с Востоком, в сравнении с другими возрастными группами.

Еще один тезис касается того, как Европа относится к усилению России. Шесть из десяти россиян убеждены, что усиление России представляет собой угрозу для европейских стран, поэтому они незаинтересованы в подъеме и укреплении нашей страны (61%), показатель достиг максимума за весь период наблюдений (2007 г. — 49%, 2008 г. — 47%). Чаще других о том, что европейские страны опасаются усиления России, говорят 35-44-летние (70% vs. 61% среди всех россиян и 51% в группе 60+). Четверть наших сограждан полагают, что европейские страны заинтересованы в подъеме и укреплении России, так как Европа — это общий дом и для России, и для них самих (25%, 2007 г. — 34%, 2008 г. — 37%). Как и в ответах на предыдущий вопрос, единственной группой, взгляды которой на этот вопрос заметно отличаются, является молодежь 18-24 лет: она чаще других утверждает, что Европа заинтересована в укреплении России, а не опасается этого (45% vs. 44%).

Окно в Европу

Выстраивать отношения с Евросоюзом можно по-разному: можно, например, встроиться в эту структуру и стать ее полноправным членом. Сегодня этот вариант взаимодействия для своей страны считают оптимальным/правильным 8% россиян, но 15-20 лет назад такое мнение разделяли треть наших сограждан (2003 г. — 35%, 2004 г. — 34%, 2005 г. — 33%, 2008 г. — 36%). Уже в 2019 г. показатель сократился вдвое — 14%, очевидно, как результат присоединения Крыма, а в 2021 г. на фоне продолжающегося охлаждения в отношениях — до 9%. Идея установления равноправных, партнерских отношений с Европейским союзом достаточно популярна в российском обществе и оставалась таковой на протяжении всего периода измерений, сегодня ее поддерживают 36%, каждый третий, максимум приходился на 2019 г. — 55%, а минимум — на 2004 г. (23%).

Каждый второй россиянин считает, что на Западе к России никогда не будут относиться как к равноправному партнеру, поэтому ей нет смысла стремиться в Европу (49%). Если до 2008 г. российское общество видело нашу страну либо полноправным членом Евросоюза, либо его полноправным партнером, то с 2019 г. постепенно укреплялся нарратив разрыва отношений (2019 г. — 25%, 2021 г. — 35%, 2023 г. — 49%.). Отправной точкой перемен стал период между 2008 г. и 2019 г., по всей видимости, этой точкой стал Крым.

Мужчины и женщины, а также россияне разных возрастов по-разному смотрят на возможные варианты развития отношений между Россией и Европейским союзом.

  • Мужчины более категоричны: 55% полагают, что России нет смысла стремиться в Европу, так как там к ней никогда не будут относиться как к равноправному партнеру (vs. 44% женщин), женщины чаще выступают за равноправные партнерские отношения (40% vs. 32% среди мужчин).
  • Подавляющее большинство россиян 18-24 лет поддерживают тезис о необходимости выстраивания равноправных партнерских отношений между нашей страной и Европейским союзом (67%), но уже после 25 лет актуализируется идея ненужности этих отношений (45%), среди россиян 35-59 лет она набирает 54-56%. При этом вариант интеграции России в Евросоюз в каждой возрастной группе получил минимальное число сторонников — 7-9%.

 

НАТО нам не надо

Отношения между Россией и НАТО развивались непросто, и последние годы конфронтация только усиливалась. НАТО официально признало Россию своей главной угрозой, закрепив этот статус в новой стратегической концепции, принятой на саммите в Мадриде в 2022 году. За два десятилетия представления россиян о сближении с НАТО изменились кардинально. Если в 2002 г. 50% считали, что сближение России с НАТО соответствует интересам нашей страны, то сегодня так думают 11%. При этом семь из десяти россиян полагают, что такое сближение идет вразрез с интересами России (70%, 2002 г. — 50%). Чем старше россияне, тем реже они говорят о том, что сближение с НАТО соответствует интересам России: если среди 18-24-летних так думают 23%, то в группе старше 60 лет — 7%.

  • Чаще других видят плюсы в сближении с НАТО активные пользователи интернета (18% vs. 6% среди телезрителей) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (17% vs. 9% среди сельчан).

 

Кто есть кто?

По отношению к Западу среди россиян сегодня можно выделить три группы. Первая группа — «сторонники возвращения в Европу»: они полагают, что Россия — часть Европы и в XXI в. их судьбы будут теснее всего связаны, а также ориентированы на вхождение России в Евросоюз или установление с ним равноправных партнерских отношений. В общей численности россиян «сторонников возвращения в Европу» 16%, их отличает молодой возраст до 25 лет (в этой группе таковых 21%) и больший процент женщин (60%).

Вторая группа — «сторонники разрыва отношений с Европой»: они полагают, что Россия — это особая евразийская цивилизация и в будущем центр ее интересов будет смещаться на Восток, а также что на Западе к России все равно никогда не будут относиться как к равноправному партнеру, поэтому ей нет смысла стремиться в Европу. В общей численности россиян таких 41%, единственное, что их отличает, — преобладание групп старше 45 лет (среди этой группы таковых 58%, а молодежи 18-24 лет — только 4%).

Еще одна группа — «умеренные сторонники партнерских отношений с Европой»: в общей сложности их 43%, они склоняются к тому, что Россия — особая евразийская цивилизация (56%), но при этом мы должны стремиться к установлению партнерских отношений с Евросоюзом (55%). Соотношение мужчин и женщин здесь — 40% на 60%, и это единственное различие в данной группе. Стоит отметить, что ни образование, ни доход, ни территория проживания или предпочтительная модель медиапотребления значительно не влияют на взгляды россиян на отношения с Европой.

16 июля 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 16 июля 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8158; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0160; коэффициент достижимости (КД)*** =0,1621.  Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Какое из высказываний Вам ближе: первое — «отношения между Россией и Западом могут быть по-настоящему дружественными» или второе — «отношения между Россией и Западом всегда будут строиться на недоверии»?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1999

2023

Полностью согласен с первым высказыванием

31

9

Скорее согласен с первым высказыванием

26

23

Скорее согласен со вторым высказыванием

27

34

Полностью согласен со вторым высказыванием

15

29

Затрудняюсь ответить

1

5

Какое из высказываний Вам ближе: первое — «отношения между Россией и Западом могут быть по-настоящему дружественными» или второе — «отношения между Россией и Западом всегда будут строиться на недоверии»?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Полностью согласен с первым высказыванием

9

10

9

11

9

9

8

11

Скорее согласен с первым высказыванием

23

16

29

42

22

22

20

20

Скорее согласен со вторым высказыванием

34

33

34

35

39

33

31

34

Полностью согласен со вторым высказыванием

29

36

23

10

25

32

34

30

Затрудняюсь ответить

5

5

5

2

5

4

7

5

Я зачитаю Вам суждения о месте России в Европе и мире. Выберите из каждой пары суждений то, с которым Вы в наибольшей степени согласны

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2007

2008

2023

Россия — часть Европы, и в XXI в. их судьбы будут теснее всего связаны

38

45

20

Россия не является в полной мере европейской страной. Это особая евразийская цивилизация, и в будущем центр ее интересов будет смещаться на Восток

45

42

65

Затрудняюсь ответить

17

13

15

Я зачитаю Вам суждения о месте России в Европе и мире. Выберите из каждой пары суждений то, с которым Вы в наибольшей степени согласны

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Россия — часть Европы, и в XXI в. Их судьбы будут теснее всего связаны

20

19

21

43

20

20

14

21

Россия не является в полной мере европейской страной. Это особая евразийская цивилизация, и в будущем центр ее интересов будет смещаться на Восток

65

69

61

49

67

67

69

63

Затрудняюсь ответить

15

12

18

8

13

13

17

16

Я зачитаю Вам суждения о месте России в Европе и мире. Выберите из каждой пары суждений то, с которым Вы в наибольшей степени согласны

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2007

2008

2023

Усиление России представляет собой угрозу для европейских стран, поэтому эти страны не заинтересованы в подъеме и укреплении России

49

47

61

Европейские страны заинтересованы в подъеме и укреплении России, так как Европа — это общий дом и для России, и для них самих

34

37

25

Затрудняюсь ответить

17

16

14

Я зачитаю Вам суждения о месте России в Европе и мире. Выберите из каждой пары суждений то, с которым Вы в наибольшей степени согласны

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Усиление России представляет собой угрозу для европейских стран, поэтому эти страны не заинтересованы в подъеме и укреплении России

61

63

59

44

67

70

66

51

Европейские страны заинтересованы в подъеме и укреплении России, так как Европа — это общий дом и для России, и для них самих

25

24

26

45

23

20

20

29

Затрудняюсь ответить

14

13

15

11

10

10

14

20

Как, на Ваш взгляд, должна строить Россия свои отношения с Европейским союзом?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2003

2004

2005

2008

2019

2021

2023

Россия должна стремиться стать полноправным членом Европейского союза

35

34

33

36

14

9

8

Россия должна стремиться к установлению равноправных, партнерских отношений с Европейским союзом

30

23

28

33

55

48

36

На Западе к России все равно никогда не будут относиться как к равноправному партнеру, поэтому ей нет смысла стремиться в Европу

16

21

20

17

25

35

49

Затрудняюсь ответить

19

22

19

14

6

8

7

Как, на Ваш взгляд, должна строить Россия свои отношения с Европейским союзом?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Россия должна стремиться стать полноправным членом Европейского союза

8

7

8

9

9

7

7

9

Россия должна стремиться к установлению равноправных, партнерских отношений с Европейским союзом

36

32

40

67

39

34

29

34

На Западе к России все равно никогда не будут относиться как к равноправному партнеру, поэтому ей нет смысла стремиться в Европу

49

55

44

19

45

54

56

51

Затрудняюсь ответить

7

6

8

5

7

5

8

6

А как Вы думаете, соответствует ли в целом интересам России сближение России с НАТО?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2002

2023

Соответствует интересам России

50

11

Идёт вразрез с интересами России

50

70

Затрудняюсь ответить

0

19

А как Вы думаете, соответствует ли в целом интересам России сближение России с НАТО?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Соответствует интересам России

11

13

10

23

16

11

9

7

Идёт вразрез с интересами России

70

74

67

68

66

70

74

70

Затрудняюсь ответить

18

13

23

9

18

19

17

23

Михаил Мамонов
Руководитель Департамента политических исследований ВЦИОМ

«Мы находимся на завершающем этапе переоценки международных приоритетов России. Если в начале 90-х годов российское общество смотрело на Запад сквозь розовые очки и в качестве цели признавалась максимальная интеграция России и Западного мира, то в настоящий момент преобладает критичность оценки наших взаимоотношений, запрос движения «на Восток». Переоценка внешнеполитических приоритетов активно происходит в течение последних 20 лет, но особенно интенсивно — в последние годы. Причина— все большая очевидность целей стран Запада в отношении России и ставка российского руководства на прагматизм и защиту национальных интересов, подчеркивание уникальности нашей страны. Ситуация осложняется взаимно формируемым образом врага. Он эмоционально и содержательно устойчив, что и определяет его влияние на оценки западного мира россиянами и России жителями европейских стран».


28 июля 2023
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07