Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Александр Казаков/ТАСС
Образование

Российские вузы глазами студентов

58% опрошенных студентов гордятся вузами, в которых обучаются. Эмоциональный комфорт во время учебы студенты оценивают в среднем на 8 баллов из 10.
Фото:
Коротко о главном
  • 64% говорят о высоком эмоциональном комфорте в вузе (восемь баллов из десяти, 2023 г. — 60%).
  • 80% удовлетворены организацией процесса обучения в вузе.
  • Половина опрошенных (48%) имеют в вузе наставника из числа преподавателей, наличие наставника повышает уровень удовлетворенности организацией процесса обучения (87% vs. 73% среди тех, у кого нет наставника).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 64% говорят о высоком эмоциональном комфорте в вузе (восемь баллов из десяти, 2023 г. — 60%).
  • 80% удовлетворены организацией процесса обучения в вузе.
  • Половина опрошенных (48%) имеют в вузе наставника из числа преподавателей, наличие наставника повышает уровень удовлетворенности организацией процесса обучения (87% vs. 73% среди тех, у кого нет наставника).

МОСКВА, 18 июля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с платформой «Неравнодушный человек» представляет результаты опроса студентов об удовлетворенности разными сторонами обучения в российских вузах.

В вузе — хорошо!

В России насчитывается более тысячи высших учебных заведений. Отечественные университеты предлагают широкий выбор направлений обучения. Студенты здесь не только получают профессиональные знания, но и участвуют в научных, творческих и спортивных проектах. Как показал онлайн-опрос студентов вузов, проведенный на платформе «Неравнодушный человек», большинство студентов, участвовавших в исследовании, чувствуют себя в вузе эмоционально комфортно: более восьми баллов из десяти этому параметру поставили 64%. Средняя оценка опрошенных составила 8 баллов из 10 возможных. При этом доля положительных оценок эмоционального отношения к вузам выросла на 4 п.п. — с 60% в 2023 г. до 64% в 2024. Доля отрицательных оценок остается относительно невысокой: дискомфортно чувствуют себя в вузах 6% студентов. Больше половины (58%) также сообщили, что испытывают гордость за вуз, с прошлого года показатель остался неизменным.

Об удовлетворенности

Общий уровень удовлетворенности организацией процесса обучения можно назвать высоким: восемь из десяти опрошенных (80%) заявляют, что удовлетворены. Среди конкретных параметров самую высокую оценку получила инфраструктура вуза (77%), затем следуют внешний вид, дизайн, ремонт вуза (74%), а также техническая оснащенность (72%). Чуть более низкий балл студенты поставили точкам питания — 67%.

За прошедший год в пределах статистических колебаний выросла доля студентов, которые положительно оценивают (восемь баллов и более) работу своих деканатов и дирекций институтов (на +2 п.п. с 72% в 2023 г. до 74% в 2024). Полностью или скорее удовлетворены компетенциями своих преподавателей 87%, с прошлого года показатель не изменился.

О наставниках

Исследование показало, что общая удовлетворенность обучением в вузе тесно связана с наличием у студента наставника из числа преподавателей. Если наставник есть, удовлетворенность студента от пребывания в вузе заметно выше. При этом имеет наставника из числа преподавателей только половина студентов — 48%. У 5% был преподаватель-наставник, а теперь его не стало. Не было наставника из числа преподавательского состава вуза у 26% студентов, еще 21% не смогли ответить на данный вопрос. 87% студентов, имеющих наставника, положительно оценивают организацию процесса обучения в вузе; среди тех, у кого наставника нет, таковых 73%. Можно сказать, что наставничество преподавателей играет важную роль в формировании позитивного отношения студентов к процессу обучения.

Больше самостоятельности и свободы

Как и в прошлом году, наиболее востребованное студентами изменение в вузе — возможность самостоятельно выбирать дисциплины для обучения (40% в 2023 г. и 33% в 2024). На втором месте по востребованности стоит пожелание сбалансировать аудиторную нагрузку, самостоятельную работу и практику студентов (32% в 2023 г. и 30% в 2024 г.). Далее идет пожелание расширить сеть партнеров для прохождения практик и стажировок (28%, 2023 г. — 36%). В топ-5 запросов вошли также пожелания, связанные с расписанием, временем и местом занятий (27% как в 2023 г., так и в 2024 г.), а также улучшение материально-технической базы (25%, 2023 г. — 27%). При этом существенно снизился запрос на увеличение количества практико-ориентированных дисциплин (с 31% в 2023 г. до 24% в 2024, причем если раньше это изменение было на четвертом месте по востребованности, то сейчас уже на шестом). Вероятно, постепенно целевые запросы студентов на корректировку процесса обучения удовлетворяются и на этом фоне показатели востребованности изменений снижаются. В целом пожелания студентов направлены в сторону большей самостоятельности и гибкости образовательного процесса, что свидетельствует о стремлении к более персонализированному обучению.

Май-июнь 2024 года

Исследование проведено на платформе «Неравнодушный человек» среди студентов российских вузов

87 333 опрошенныхВ опросе приняли участие 87 333 студента вузов. Данные репрезентируют студенческую аудиторию по параметрам: пол, возраст, федеральный округ.

Метод — массовый онлайн-опрос.

-

-

Насколько эмоционально комфортно Вы чувствуете себя в вузе? (0 — совсем не комфортно, 10 — очень комфортно)

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2023

2024

0 — совсем не комфортно

1

1

1

1

1

2

1

1

3

2

2

4

3

3

5

8

8

6

7

6

7

18

14

8

21

22

9

13

13

10 — очень комфортно

26

29

Средний балл

8

8

Гордитесь ли Вы вузом, в котором обучаетесь?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2023

2024

Горжусь

58

58

Отношусь нейтрально

35

37

Стыжусь

3

1

Затрудняюсь ответить

4

4

В целом Вы удовлетворены организацией процесса обучения или нет (расписание, время занятий, место проведения и т.п.)?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Полностью удовлетворен(а)

30

Скорее удовлетворен(а)

50

Скорее не удовлетворен(а)

12

Полностью не удовлетворен(а)

3

Затрудняюсь ответить

5

В целом удовлетворены ли Вы

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Внешним видом, дизайном, ремонтом корпусов и аудиторий Вашего вуза

Технической оснащенностью вашего вуза

Инфраструктурой вашего вуза

Точками питания (кафе, столовыми)

Полностью удовлетворен(а)

25

25

31

31

Скорее удовлетворен(а)

49

46

46

36

Скорее не удовлетворен(а)

17

18

13

15

Полностью не удовлетворен(а)

4

4

3

8

Затрудняюсь ответить

5

7

7

10

Оцените, пожалуйста, в целом работу деканата по шкале от 0 до 10, (где 0 — очень плохо, 10 — очень хорошо)

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2023

2024

0 — очень плохо

1

1

1

0

0

2

1

1

3

1

1

4

1

2

5

4

7

6

4

5

7

8

9

8

16

16

9

15

15

10 — очень хорошо

41

43

Средний балл

8

8

Удовлетворены ли Вы профессиональными компетенциями преподавательского состава Вашего вуза?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Полностью удовлетворен(а)

45

Скорее удовлетворен(а)

42

Скорее не удовлетворен(а)

4

Полностью не удовлетворен(а)

1

Затрудняюсь ответить

8

Есть ли среди преподавателей Вашего вуза человек, которого Вы бы могли назвать своим наставником? Преподаватель, с которым Вы советуетесь?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Да, такой преподаватель есть

48

Такой преподаватель был, но мы с ним перестали общаться

5

Нет, такого преподавателя нет и не было

26

Затрудняюсь ответить

21

В целом Вы удовлетворены организацией процесса обучения или нет (расписание, время занятий, место проведения и т.п.)?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть ли среди преподавателей Вашего вуза человек, которого Вы бы могли назвать своим наставником? Преподаватель, с которым Вы советуетесь?

Да, такой преподаватель есть

Такой преподаватель был, но мы с ним перестали общаться

Нет, такого преподавателя нет и не было

Затрудняюсь ответить

Полностью удовлетворен(а)

30

41

19

18

22

Скорее удовлетворен(а)

50

46

57

55

53

Скорее не удовлетворен(а)

12

9

17

18

9

Полностью не удовлетворен(а)

3

2

4

5

2

Затрудняюсь ответить

5

2

3

4

14

Что бы Вы хотели изменить в процессе Вашего обучения в первую очередь?

(закрытый вопрос, до 5 ответов, % от всех опрошенных)

 

2023

2024

Иметь возможность выбирать дисциплины для обучения

40

33

Сбалансировать количество часов аудиторной нагрузки, самостоятельной работы и практики

32

30

Расширить сеть партнеров для прохождения практик, стажировок

36

28

Изменить расписание занятий и то, что связано со временем, местом обучения

27

27

Улучшить материально-техническую базу

27

25

Добавить больше практико-ориентированных дисциплин

31

24

Изменить систему оценивания работы студентов

19

16

Иметь возможность получать дополнительное профессиональное образование

18

13

Наладить коммуникацию с кафедрой, преподавателями

12

11

Наладить коммуникацию с деканатом, сотрудниками деканата/дирекцией

9

9

Ничего не хотел(а) бы менять

15

13

Затрудняюсь ответить

12

12

Свой вариант

0

1

Константин Абрамов
Генеральный директор Фонда ВЦИОМ, председатель наблюдательного совета платформы "Неравнодушный человек"

«Система работы с качественной обратной связью через регулярные социологические опросы позволяет руководителям сферы высшего образования и вузов более осмысленно работать с запросами вузовского сообщества. Не первый год в ходе исследований фиксируем запросы на повышение качества образования со стороны студентов через его индивидуализацию и практикоориентированность.

Последние данные платформы «Неравнодушный человек», самой масштабной исследовательско-коммуникационной платформы в сфере высшего образования РФ (более 700 тыс. студентов, преподавателей и сотрудников администраций вузов), говорят о позитивных тенденциях. Запрос среди студентов на индивидуализацию и самостоятельный выбор программ с 40% снизился до 33, при этом оставаясь на первом месте. Запрос на широкую сеть партнеров для практик и стажировок тоже удовлетворяется (снижение на 8 п.п. с 36 до 28%). Запрос на практикоориентированность программ сместился с 4-го на 6-е место. Надо расценивать эти изменения как позитивный результат не одного года работы акторов рынка высшего образования и рынка труда.

Развитие наставничества и повышение качества точек питания студентов - на это стоит обратить внимание  вузам».


18 июля 2024
Валерий Фальков
Министр науки и высшего образования Российской Федерации

«Благодарны коллегам из ВЦИОМ за проведенное исследование. Нам, как Министерству, всегда важно получать обратную связь от студентов и преподавателей – в том числе в формате социологических опросов.

Большие средства вкладываются сегодня в укрепление материальной базы университетов, а содержание образовательных программ, в свою очередь, становится более практикориентированным. На это, в частности, направлен проект «Передовые инженерные школы» и целый ряд других крупных проектов. Данные шаги продиктованы общественным запросом и, как показывают результаты исследования, позитивно воспринимаются в самой университетской среде».


18 июля 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07