МОСКВА, 18 июля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с платформой «Неравнодушный человек» представляет результаты опроса студентов об удовлетворенности разными сторонами обучения в российских вузах.
В вузе — хорошо! |
В России насчитывается более тысячи высших учебных заведений. Отечественные университеты предлагают широкий выбор направлений обучения. Студенты здесь не только получают профессиональные знания, но и участвуют в научных, творческих и спортивных проектах. Как показал онлайн-опрос студентов вузов, проведенный на платформе «Неравнодушный человек», большинство студентов, участвовавших в исследовании, чувствуют себя в вузе эмоционально комфортно: более восьми баллов из десяти этому параметру поставили 64%. Средняя оценка опрошенных составила 8 баллов из 10 возможных. При этом доля положительных оценок эмоционального отношения к вузам выросла на 4 п.п. — с 60% в 2023 г. до 64% в 2024. Доля отрицательных оценок остается относительно невысокой: дискомфортно чувствуют себя в вузах 6% студентов. Больше половины (58%) также сообщили, что испытывают гордость за вуз, с прошлого года показатель остался неизменным.
Об удовлетворенности |
Общий уровень удовлетворенности организацией процесса обучения можно назвать высоким: восемь из десяти опрошенных (80%) заявляют, что удовлетворены. Среди конкретных параметров самую высокую оценку получила инфраструктура вуза (77%), затем следуют внешний вид, дизайн, ремонт вуза (74%), а также техническая оснащенность (72%). Чуть более низкий балл студенты поставили точкам питания — 67%.
За прошедший год в пределах статистических колебаний выросла доля студентов, которые положительно оценивают (восемь баллов и более) работу своих деканатов и дирекций институтов (на +2 п.п. с 72% в 2023 г. до 74% в 2024). Полностью или скорее удовлетворены компетенциями своих преподавателей 87%, с прошлого года показатель не изменился.
О наставниках |
Исследование показало, что общая удовлетворенность обучением в вузе тесно связана с наличием у студента наставника из числа преподавателей. Если наставник есть, удовлетворенность студента от пребывания в вузе заметно выше. При этом имеет наставника из числа преподавателей только половина студентов — 48%. У 5% был преподаватель-наставник, а теперь его не стало. Не было наставника из числа преподавательского состава вуза у 26% студентов, еще 21% не смогли ответить на данный вопрос. 87% студентов, имеющих наставника, положительно оценивают организацию процесса обучения в вузе; среди тех, у кого наставника нет, таковых 73%. Можно сказать, что наставничество преподавателей играет важную роль в формировании позитивного отношения студентов к процессу обучения.
Больше самостоятельности и свободы |
Как и в прошлом году, наиболее востребованное студентами изменение в вузе — возможность самостоятельно выбирать дисциплины для обучения (40% в 2023 г. и 33% в 2024). На втором месте по востребованности стоит пожелание сбалансировать аудиторную нагрузку, самостоятельную работу и практику студентов (32% в 2023 г. и 30% в 2024 г.). Далее идет пожелание расширить сеть партнеров для прохождения практик и стажировок (28%, 2023 г. — 36%). В топ-5 запросов вошли также пожелания, связанные с расписанием, временем и местом занятий (27% как в 2023 г., так и в 2024 г.), а также улучшение материально-технической базы (25%, 2023 г. — 27%). При этом существенно снизился запрос на увеличение количества практико-ориентированных дисциплин (с 31% в 2023 г. до 24% в 2024, причем если раньше это изменение было на четвертом месте по востребованности, то сейчас уже на шестом). Вероятно, постепенно целевые запросы студентов на корректировку процесса обучения удовлетворяются и на этом фоне показатели востребованности изменений снижаются. В целом пожелания студентов направлены в сторону большей самостоятельности и гибкости образовательного процесса, что свидетельствует о стремлении к более персонализированному обучению.
«Система работы с качественной обратной связью через регулярные социологические опросы позволяет руководителям сферы высшего образования и вузов более осмысленно работать с запросами вузовского сообщества. Не первый год в ходе исследований фиксируем запросы на повышение качества образования со стороны студентов через его индивидуализацию и практикоориентированность.
Последние данные платформы «Неравнодушный человек», самой масштабной исследовательско-коммуникационной платформы в сфере высшего образования РФ (более 700 тыс. студентов, преподавателей и сотрудников администраций вузов), говорят о позитивных тенденциях. Запрос среди студентов на индивидуализацию и самостоятельный выбор программ с 40% снизился до 33, при этом оставаясь на первом месте. Запрос на широкую сеть партнеров для практик и стажировок тоже удовлетворяется (снижение на 8 п.п. с 36 до 28%). Запрос на практикоориентированность программ сместился с 4-го на 6-е место. Надо расценивать эти изменения как позитивный результат не одного года работы акторов рынка высшего образования и рынка труда.
Развитие наставничества и повышение качества точек питания студентов - на это стоит обратить внимание вузам».