Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Культура

Религия и общество: мониторинг

Все больше россиян отмечают благотворное влияние религии на жизнь мирскую. Чем активнее участие верующих в духовной жизни, тем сильнее ощущается помощь свыше.
Фото:
Коротко о главном
  • 67% россиян называют себя православными.
  • Религия для россиян — в первую очередь национальная традиция (35%) и следование моральным и нравственным нормам (34%).
  • Топ-5 наиболее распространенных религиозных практик среди верующих россиян: отмечание религиозных праздников, соблюдение заповедей, посещение храма, чтение молитв и ношение религиозных символов.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 67% россиян называют себя православными.
  • Религия для россиян — в первую очередь национальная традиция (35%) и следование моральным и нравственным нормам (34%).
  • Топ-5 наиболее распространенных религиозных практик среди верующих россиян: отмечание религиозных праздников, соблюдение заповедей, посещение храма, чтение молитв и ношение религиозных символов.

МОСКВА, 9 июня 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования на тему религии.

Религиозная идентичность в российском обществе достаточно устойчива: абсолютное большинство наших сограждан идентифицируют себя как верующие, в том числе две трети опрошенных сохраняют приверженность православной вере. За высоким уровнем декларативной религиозности скрывается разнообразие смыслов, которые каждый из нас вкладывает в рассматриваемое явление. Сегодня религия для россиян — это прежде всего национальная традиция и следование моральным, нравственным нормам, несколько реже она воспринимается как личное спасение и часть мировой культуры, истории; лишь немногие отождествляют религию с участием в церковной жизни и считают ее предрассудком.

Восприятие религии: временная и поколенческая перспектива

Изменения в общественном восприятии религии за последние 17 лет отражают процесс индивидуализации и десакрализации религиозного опыта. Акцент смещается с коллективных обрядов и формального следования догмам на самостоятельный духовный поиск. Несколько ослабевает внешняя, формальная сторона религии и растет значимость ее культурной составляющей. Последняя особенно актуальна для зумеров. Воспитанная в эпоху глобализации, плюрализма взглядов и индивидуализма, современная молодежь в первую очередь воспринимает религию сквозь призму культуры и истории, а не догматических положений. Поэтому различного рода религиозные практики в юном возрасте (18-24 лет) могут рассматриваться скорее как элементы культурного наследия, нежели как руководство к действию. Однако говорить о кризисе веры среди молодежи пока не приходится. Напротив, в этой группе отмечается рост доли верующих в сравнении с началом прошлого года. Устойчивость тренда покажет время, не исключено, что это может быть кратковременное явление, обусловленное поиском себя и пока еще весьма размытым религиозным сознанием, свойственным подрастающему поколению.

Примечательно, что в более зрелом возрасте религия заметно чаще, чем в молодежной группе, воспринимается россиянами как путь к личному спасению. По-видимому, по мере взросления приходит осознание совершенных ошибок, переоценка ценностей, что стимулирует потребность в утешении и искуплении грехов.

Как вера соотносится с религиозными практиками?

По степени вовлеченности в религиозные практики среди верующих россиян можно выделить четыре группы:

слабовоцерковленные (вовлечены в 1-3 религиозные практики из десяти) (15%): скорее мужчины, граждане со средним образованием и ниже, со средним и плохим материальным положением, воспринимающие религию как часть мировой культуры и истории;

средневоцерковленные (вовлечены в 4-7 религиозных практик) (46%): скорее женщины, жители небольших городов (до 100 тыс. человек), одинаково часто трактующие религию как национальную традицию, часть мировой культуры и истории и следование моральным и нравственным нормам;

высоковоцерковленные (вовлечены в 8-10 религиозных практик) (37%): россияне 34-57 лет (старшие миллениалы и представители реформенного поколения), с достатком выше среднего, для которых религия — прежде всего соблюдение всех религиозных обрядов;

невоцерковленные (не делают ничего из предложенного списка) (2%).

Топ-5 наиболее распространенных религиозных практик среди верующих россиян (по уровню вовлеченности*): отмечание религиозных праздников, соблюдение заповедей своего вероисповедания, посещение храма, чтение молитв и ношение религиозных символов. При этом степень вовлеченности в религиозные практики сильно варьируется. Например, внешние проявления веры (ношение религиозных символов, участие в праздниках) носят преимущественно регулярный характер, более специфичные и требующие усилий (соблюдение поста, чтение духовной литературы, общение с духовником, помощь храму и участие в таинствах), как правило, менее распространены и скорее ситуативны.

Примечательно, что верующая молодежь по уровню вовлеченности в религиозные практики не сильно уступает старшим поколениям. Пожалуй, единственное, в чем она ощутимо проигрывает, — соблюдение заповедей своего вероисповедания. Судя по ответам, к этому верующие идут всю свою жизнь.

Роль религии в повседневной жизни

За последние десять лет среди россиян стало больше тех, кому религия помогает в повседневной жизни. Сегодня помощь такого рода ощущают шестеро из десяти наших сограждан (среди верующих — семеро из десяти). При этом чем выше вовлеченность в религиозные практики, тем сильнее верующие ощущают положительное воздействие религии на собственную жизнь.

 

* По сумме ответов «регулярно» и «иногда».

 

Автор: Людмила Богомазова

12 мая 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 12 мая 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7130; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0195; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0884.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Последователем какого мировоззрения или религии Вы себя считаете?*

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

Православия

75

72

70

68

66

68

68

66

67

Ислама

6

6

5

5

6

6

5

6

7

Буддизма

0

1

1

0

1

0

1

1

1

Протестантизма (пятидесятничества, адвентизма, лютеранства, союза евангельских христиан-баптистов и другое)

1

0

1

0

1

1

2

1

1

Католицизма

0

1

0

0

0

0

1

0

0

Иудаизма

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Являюсь верующим, но какой-либо конкретной конфессии не принадлежу

4

3

3

3

4

4

4

4

3

Колеблюсь между верой и неверием

5

6

6

5

6

4

5

3

4

Неверующим

7

8

12

12

14

12

11

13

11

Другое

-

-

2

5

2

4

3

5

4

Затрудняюсь ответить

2

3

0

2

0

1

0

1

2

Лично для Вас религия в первую очередь — это…?

(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)

 

2008*

2025

Национальная традиция, вера предков

39

35

Следование моральным и нравственным нормам

26

34

Личное спасение, общение с Богом

17

28

Часть мировой культуры и истории

21

28

Соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной жизни

10

5

Предрассудок

7

5

Другое

-

7

Затрудняюсь ответить

6

7

Лично для Вас религия в первую очередь — это…?

(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Национальная традиция, вера предков

35

31

29

39

33

38

31

Следование моральным и нравственным нормам

34

28

33

36

35

35

31

Личное спасение, общение с Богом

28

15

30

31

36

23

21

Часть мировой культуры и истории

28

48

33

24

28

22

28

Соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной жизни

5

3

6

5

4

5

5

Предрассудок

5

13

8

4

4

3

3

Другое

7

6

6

8

8

7

7

Затрудняюсь ответить

7

6

7

5

5

9

10

Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы делаете, а что — нет?

(закрытый вопрос, один ответ по каждой практике, в % от верующих)

 

Регулярно

Иногда

Никогда

Затрудняюсь ответить

Ношу религиозные символы (нательный крестик, полумесяц и прочее)

53

13

33

1

Живу в соответствии с заповедями своего вероисповедания

49

36

11

4

Отмечаю религиозные праздники

49

42

8

1

Молюсь, читаю молитвы

28

47

25

 0

Хожу в храм

13

65

20

2

Читаю духовную литературу

11

45

44

0

Соблюдаю посты

10

28

61

1

Общаюсь со священником-духовником, духовным наставником

8

38

53

1

Помогаю при своем храме

8

34

57

1

Участвую в церковных таинствах, обрядах, например в обряде причащения

7

39

52

2

Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы делаете, а что — нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от верующих, представлен ответ «регулярно»)**

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Ношу религиозные символы (нательный крестик, полумесяц и прочее)

53

42

56

58

52

50

56

Живу в соответствии с заповедями своего вероисповедания

49

30

39

44

51

55

62

Отмечаю религиозные праздники

49

50

47

49

47

49

58

Молюсь, читаю молитвы

28

24

26

23

28

30

43

Хожу в храм

13

9

17

13

15

12

10

Читаю духовную литературу

11

7

11

11

9

13

13

Соблюдаю посты

10

14

12

9

9

10

9

Общаюсь со священником-духовником, духовным наставником

8

8

12

7

10

7

8

Помогаю при своем храме

8

3

12

7

7

10

8

Участвую в церковных таинствах, обрядах, например в обряде причащения

7

10

7

5

7

5

8

** Таблица представлена в справочных целях. Распределение верующих респондентов по поколениям: поколение цифры (n=85), младшие миллениалы (n=142), старшие миллениалы (n=295), реформенное поколение (n=331), поколение оттепели (n=125).

 

Классификация верующих россиян по уровню воцерковленности***

Слабовоцерковленные (хотя бы иногда вовлечены в 1-3 религиозных практики из десяти)

15

Средневоцерковленные (хотя бы иногда вовлечены в 4-7 религиозных практики из десяти)

46

Высоковоцерковленные (хотя бы иногда вовлечены в 8-10 религиозных практик из десяти)

37

Невоцерковленные (не делают ничего из перечисленного списка)

2

*** Рассчитано на основе вопроса: «Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы делаете, а что — нет?».

 

Классификация верующих россиян по уровню воцерковленности***

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (До 1947)

Слабовоцерковленные

15

18

14

13

14

15

18

Средневоцерковленные

46

51

47

44

45

49

47

Высоковоцерковленные

37

31

35

41

39

36

32

Невоцерковленные

2

0

4

2

2

0

3

*** Рассчитана на основе вопроса: «Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы делаете, а что — нет?».

 

Скажите, в повседневной жизни Вам религия помогает или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2015*

2025

Помогает постоянно

26

25

Такие случаи бывают

29

37

Не припоминаю таких случаев

39

33

Затрудняюсь ответить

6

5

Скажите, в повседневной жизни Вам религия помогает или нет?****

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Слабо-

воцерковленные

Средне-воцерковленные

Высоко-воцерковленные

Помогает постоянно

25

3

23

48

Такие случаи бывают

37

17

45

45

Не припоминаю таких случаев

33

73

27

6

Затрудняюсь ответить

5

7

5

1

**** Ввиду малочисленности группы разбивка по невоцерковленным не представлена.

* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Мария Григорьева
Эксперт Департамента политических исследований ВЦИОМ

«Религия приобретает всё большее значение в современной жизни. Этот процесс во многом обусловлен нестабильностью мира. Пандемии, экономические кризисы, политические конфликты — всё это вызывает тревогу и неопределённость. В таких условиях люди ищут опору, и религия превращается в «островок стабильности». Она даёт внутреннее спокойствие и моральную поддержку, помогает справляться с трудностями и находить смысл.

Вместе с тем отношение к религии в России трансформируется: для многих она уже не сводится к участию в коллективных обрядах или посещению храмов, а воспринимается как национальная традиция и система моральных ценностей — люди всё чаще выбирают личное осмысление веры, ориентируясь на внутренние убеждения, а не на институциональные догмы. Похоже, что духовность постепенно становится частью культурной идентичности, а не только религиозной практикой».

Перейти к странице эксперта


09 июня 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07