МОСКВА, 20 августа 2007 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные четвертой волны инициативного исследования «Деловая репутация крупнейших российских компаний», проводимого в рамках проекта IFORS corp. дважды в год начиная с 2005 г.
I. Номинация «Промышленные компании»
1.Ростелеком
2.АВПК "Сухой"
3.Завод холодильников Indesit Company
4.Силовые машины
5.Объединенные машиностроительные заводы
6.КАМАЗ
7.ГАЗ
II. Номинация «Сервисные и потребительские компании»
1.МТС
2.Аэрофлот
3.Вымпелком (Билайн)
4.Мегафон
4.ОАО «Российские железные дороги»
5.Вим-Билль-Данн
6.Пивоваренная компания «Балтика»
7.АВТОВАЗ
III. Номинация «Сырьевые и металлургические компании»
1.Газпром
2.Лукойл
3.Северсталь
4.Норильский Никель
5.РУСАЛ
6.РАО «ЕЭС»
7.ТНК-BP
8.Мечел
IV. Номинация «Банки и финансовые компании»
1.Внешторгбанк
2.Сбербанк
3.Альфа-Банк
4.Росбанк
4.Райффайзенбанк (в России)
5.Росгосстрах
6.Ситибанк (в России)
7.РОСНО
8.Страховая группа «Уралсиб»
9.МДМ-банк
Список компаний для проведения оценки определяется экспертным образом, в нём учитывается масштаб бизнеса, публичность, отраслевая принадлежность и другие параметры. В качестве целевых аудиторий выбраны ключевые для крупного бизнеса профессиональные сообщества, во взаимодействии с которыми и формируется существенный блок деловой репутации: инвестиционное сообщество, представители государственной власти и СМИ.
150 экспертов оценивали четыре группы компаний, условно поделенных на сырьевые, сервисные, промышленные и финансовые. Каждая профессиональная аудитория оценивала предложенные компании сначала по ряду общих критериев, а затем по специальным (специфическим для данной целевой аудитории) критериям. В диаграмме представлен полученный в процессе опроса рейтинг значимости общих критериев для всех аудиторий. По этому рейтингу видно, что наибольшее влияние на репутацию компаний оказывают качество продукции, финансовая устойчивость, репутация первых лиц и профессионализм менеджмента. А наименьшее - забота об окружающей среде и благотворительность.
На основе рейтинга значимости критериев и оценки уровня соответствия этим критериям конкретных компаний, для каждой компании вычисляется интегральный индекс «корпоративной репутации». Индекс позволяет судить, насколько высоко оценивается деловая репутация той или иной компании всеми профессиональными аудиториями. В итоге на основании интегрального индекса в каждой панели формируется репутационный рейтинг компаний. В нём учитываются значения и вес по всем репутационным показателям.
«Значимость общих критериев», оценка всеми профессиональными аудиториями
На примере рейтинга промышленных компаний видно, что профессиональные аудитории высоко оценивают репутацию таких компаний, как «Алроса», Ростелеком и АВПК «Сухой». Среди финансовых (Внешторгбанк и Сбербанк) и сырьевых компаний (Газпром, «Лукойл», «Северсталь») лидерами являются крупнейшие компании отрасли. В тройке лидеров сервисной отрасли - два сотовых гиганта (МТС и «Вымпелком») и национальный авиаперевозчик «Аэрофлот».