МОСКВА, 8 декабря 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса авиапассажиров о выборе перелетов и багаже, проведенного по заказу Отраслевого агентства «АвиаПорт».
Мне бы в небо… |
Представить современный мир без авиаперелетов уже невозможно. В 2025 г. пассажиропоток в России сохраняется на высоком уровне, за девять месяцев этого года услугами отечественных авиакомпаний воспользовались почти 84 млн человек.
При поиске вариантов и приобретении авиабилетов пассажиры демонстрируют рациональное и прагматичное поведение. Наиболее важные факторы выбора варианта перелета — отсутствие задержек рейсов у авиакомпании и общая стоимость билета (индекс[1] важности равен 71 и 70 пунктов соответственно). На третьем месте по важности факторы, связанные с багажом: нормы провоза багажа и ручной клади авиакомпании-перевозчика (индекс равен 56-57 п.).
Летающие в путешествия и на отдых в среднем предъявляют больше требований к перелету. Среди них выше чувствительность к цене и норме провоза ручной клади, для них чаще важно наличие питания на борту, они более внимательны к отзывам об авиакомпании. Те же, кто летает по работе или учебе, напротив, менее притязательны к факторам выбора перелета, для них менее важны и аэропорт вылета/прилета, и время вылета, и другие факторы.
При этом такие параметры, как бренд авиакомпании, тип самолета, участие в программах лояльности и даже отзывы в интернете, имеют устойчиво отрицательные индексы. Иными словами, внимание пассажиров смещено скорее к объективным характеристикам сервиса. Индекс аэропорта вылета удерживается на уровне около нуля независимо от того, с какой целью люди совершают перелеты, что говорит о готовности пассажиров рассматривать компромиссные варианты ради оптимального сочетания цены, времени и условий.
«Дама сдавала в багаж…» |
Пассажиры считают себя в той или иной степени информированными о правилах перевозки ручной клади: большая часть оценивает свои знания как «отличные» или «хорошие» (59%). Уровень уверенности напрямую связан с опытом перелетов: чем чаще люди летают, тем выше их самооценка. Женщины чаще мужчин уверены в своих знаниях на эту тему.
Несмотря на высокую оценку своих знаний, абсолютное большинство пассажиров (97%) все равно знакомятся с дополнительной информацией перед полетом. Это происходит преимущественно через официальные источники: интерфейсы оформления билета и правила авиакомпаний, а самостоятельный поиск в интернете служит скорее дополнительным, нежели основным каналом.
Чем меньше, тем лучше? |
Каждый второй пассажир старается брать с собой в ручную кладь только необходимый минимум вещей. Показатель выше среди мужчин (53% против 47% женщин), тогда как женщины, напротив, чаще стараются взять с собой в багаж максимальное количество вещей (24% против 18% мужчин).
Почти все пассажиры за последний год обходились без доплат за ручную кладь, однако риск столкнуться с дополнительными расходами заметно выше среди тех, кто пытается взять с собой максимум вещей. Именно эта группа чаще других выходит за рамки норм авиакомпаний, тогда как сторонники минималистичного подхода обычно не сталкиваются с доплатами.
Большинство пассажиров также почти не сталкиваются с дефицитом места для размещения ручной клади: подавляющая часть говорит, что места хватает всегда или почти всегда. Проблемы возникают у небольшой группы, чаще среди самых молодых и самых возрастных путешественников.
Пассажиры позитивно относятся к любым правилам, которые делают путешествие проще и избавляют от небольших ограничений. Почти все считают удобным отсутствие лимита по весу ручной клади и возможность бесплатно провозить набор базовых дополнительных вещей.
Строгий формат провоза покупок из Duty Free вызывает смешанную реакцию: примерно половине установленной нормы хватает, и лишь некоторые пользователи находят ограничения неудобными, но треть не пользуется им вовсе.
В целом пассажиры стремятся к простоте и предсказуемости: большинство берет в ручную кладь лишь необходимый минимум, редко сталкивается с доплатами или дефицитом места, высоко ценит гибкие правила провоза, а строгие ограничения (например, в Duty Free) воспринимает скорее нейтрально, чем проблемно.
Автор: Татьяна Смак
[1] Индекс рассчитывается как разница между суммой положительных и отрицательных ответов, вариант «затрудняюсь ответить» не учитывается. Значение индекса может варьироваться от –100 до +100 пунктов: положительные значения отражают преобладание значимости критерия для респондентов, отрицательные — его невысокую важность или отсутствие значимого влияния; чем выше значение индекса, тем более важен критерий для респондентов.
«Рынок пассажирских авиаперевозок в России динамично трансформируются. В прошлом десятилетии в нормативной базе, регулирующей этот сектор, появился ряд новаций, открывших путь развитию низкобюджетной и гибридной моделей. Сегодня же доступные по цене базовые невозвратные и безбагажные тарифы есть у подавляющего большинства отечественных перевозчиков, а второе место в стране по количеству перевозимых пассажиров уверенно занимает компания-лоукостер.
Мы помним, что 11 лет назад, когда «Победа» только начала полёты, общественность в штыки воспринимала правила авиакомпании. Теперь же очевидно, что ни отсутствие бесплатного питания во время полёта, ни фиксированные спинки кресел, ни строгие нормы провоза ручной клади уже не отпугивают пассажиров. Так что же является главными критериями, которые учитывают пассажиры при выборе авиакомпании? Исследование, проведённое АЦ ВЦИОМ по заказу «АвиаПорта», дало ответы на эти вопросы.
Главный результат – без сумок и чемоданов мы стали легче на подъем! Для авиапутешественников самым важным критерием является регулярность полетов, то есть отсутствие задержек рейсов. На втором месте – стоимость билета. И лишь на третьем месте – с большим отставанием – нормы провоза ручной клади и багажа. При этом половина пассажиров стремится взять с собой в полёт лишь необходимый минимум вещей, а девять путешественников из десяти за минувший год ни разу не доплачивали за превышение норм провоза ручной клади».