Фото: AP/TASS
Бизнес

Путешествие без перегруза

Авиапассажиров крупнейших российских аэропортов отличает прагматичный подход: они выбирают перелеты, исходя из надежности авиакомпании, стоимости билетов и норм провоза багажа. При этом люди стремятся к простым и предсказуемым правилам — минимизируют ручную кладь, избегают лишних расходов на оплату багажа и ценят любые дополнительные возможности, которые делают перелет удобнее.
Фото:
Коротко о главном
  • Наиболее важные критерии при выборе авиаперелета: отсутствие задержек у авиакомпании (индекс 71 п.), полная стоимость билета (70 п.), норма провоза ручной клади и багажа (56-57 п.).
  • По самооценке 59% пассажиров знают правила перевозки ручной клади на хорошо и отлично.
  • 50% в ручную кладь берут минимум вещей; 21% стараются уместить максимум, остальные по-разному.
  • 89% говорят, что им хватает места в самолете для размещения ручной клади.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Наиболее важные критерии при выборе авиаперелета: отсутствие задержек у авиакомпании (индекс 71 п.), полная стоимость билета (70 п.), норма провоза ручной клади и багажа (56-57 п.).
  • По самооценке 59% пассажиров знают правила перевозки ручной клади на хорошо и отлично.
  • 50% в ручную кладь берут минимум вещей; 21% стараются уместить максимум, остальные по-разному.
  • 89% говорят, что им хватает места в самолете для размещения ручной клади.

МОСКВА, 8 декабря 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса авиапассажиров о выборе перелетов и багаже, проведенного по заказу Отраслевого агентства «АвиаПорт».

Мне бы в небо…

Представить современный мир без авиаперелетов уже невозможно. В 2025 г. пассажиропоток в России сохраняется на высоком уровне, за девять месяцев этого года услугами отечественных авиакомпаний воспользовались почти 84 млн человек.

При поиске вариантов и приобретении авиабилетов пассажиры демонстрируют рациональное и прагматичное поведение. Наиболее важные факторы выбора варианта перелета — отсутствие задержек рейсов у авиакомпании и общая стоимость билета (индекс[1] важности равен 71 и 70 пунктов соответственно). На третьем месте по важности факторы, связанные с багажом: нормы провоза багажа и ручной клади авиакомпании-перевозчика (индекс равен 56-57 п.).

Летающие в путешествия и на отдых в среднем предъявляют больше требований к перелету. Среди них выше чувствительность к цене и норме провоза ручной клади, для них чаще важно наличие питания на борту, они более внимательны к отзывам об авиакомпании. Те же, кто летает по работе или учебе, напротив, менее притязательны к факторам выбора перелета, для них менее важны и аэропорт вылета/прилета, и время вылета, и другие факторы.

При этом такие параметры, как бренд авиакомпании, тип самолета, участие в программах лояльности и даже отзывы в интернете, имеют устойчиво отрицательные индексы. Иными словами, внимание пассажиров смещено скорее к объективным характеристикам сервиса. Индекс аэропорта вылета удерживается на уровне около нуля независимо от того, с какой целью люди совершают перелеты, что говорит о готовности пассажиров рассматривать компромиссные варианты ради оптимального сочетания цены, времени и условий.

«Дама сдавала в багаж…»

Пассажиры считают себя в той или иной степени информированными о правилах перевозки ручной клади: большая часть оценивает свои знания как «отличные» или «хорошие» (59%). Уровень уверенности напрямую связан с опытом перелетов: чем чаще люди летают, тем выше их самооценка. Женщины чаще мужчин уверены в своих знаниях на эту тему.

Несмотря на высокую оценку своих знаний, абсолютное большинство пассажиров (97%) все равно знакомятся с дополнительной информацией перед полетом. Это происходит преимущественно через официальные источники: интерфейсы оформления билета и правила авиакомпаний, а самостоятельный поиск в интернете служит скорее дополнительным, нежели основным каналом.

Чем меньше, тем лучше?

Каждый второй пассажир старается брать с собой в ручную кладь только необходимый минимум вещей. Показатель выше среди мужчин (53% против 47% женщин), тогда как женщины, напротив, чаще стараются взять с собой в багаж максимальное количество вещей (24% против 18% мужчин).

Почти все пассажиры за последний год обходились без доплат за ручную кладь, однако риск столкнуться с дополнительными расходами заметно выше среди тех, кто пытается взять с собой максимум вещей. Именно эта группа чаще других выходит за рамки норм авиакомпаний, тогда как сторонники минималистичного подхода обычно не сталкиваются с доплатами.

Большинство пассажиров также почти не сталкиваются с дефицитом места для размещения ручной клади: подавляющая часть говорит, что места хватает всегда или почти всегда. Проблемы возникают у небольшой группы, чаще среди самых молодых и самых возрастных путешественников.

Пассажиры позитивно относятся к любым правилам, которые делают путешествие проще и избавляют от небольших ограничений. Почти все считают удобным отсутствие лимита по весу ручной клади и возможность бесплатно провозить набор базовых дополнительных вещей.

Строгий формат провоза покупок из Duty Free вызывает смешанную реакцию: примерно половине установленной нормы хватает, и лишь некоторые пользователи находят ограничения неудобными, но треть не пользуется им вовсе.

В целом пассажиры стремятся к простоте и предсказуемости: большинство берет в ручную кладь лишь необходимый минимум, редко сталкивается с доплатами или дефицитом места, высоко ценит гибкие правила провоза, а строгие ограничения (например, в Duty Free) воспринимает скорее нейтрально, чем проблемно.

Автор: Татьяна Смак


[1] Индекс рассчитывается как разница между суммой положительных и отрицательных ответов, вариант «затрудняюсь ответить» не учитывается. Значение индекса может варьироваться от –100 до +100 пунктов: положительные значения отражают преобладание значимости критерия для респондентов, отрицательные — его невысокую важность или отсутствие значимого влияния; чем выше значение индекса, тем более важен критерий для респондентов.

1–12 ноября 2025 года

Личные формализованные интервью

1800 опрошенных1800 респондентов (по 600 респондентов в каждом аэропорту).

Личные формализованные интервью с использованием планшетов на территории аэропортов (CAPI).

Целевая аудитория: авиапассажиры, граждане в возрасте 18 лет и старше, прилетевшие в аэропорты или вылетающие из аэропортов Внуково, Шереметьево (Москва) и Пулково (Санкт-Петербург).

Олег Пантелеев
Исполнительный директор Отраслевого агентства «АвиаПорт»

«Рынок пассажирских авиаперевозок в России динамично трансформируются. В прошлом десятилетии в нормативной базе, регулирующей этот сектор, появился ряд новаций, открывших путь развитию низкобюджетной и гибридной моделей. Сегодня же доступные по цене базовые невозвратные и безбагажные тарифы есть у подавляющего большинства отечественных перевозчиков, а второе место в стране по количеству перевозимых пассажиров уверенно занимает компания-лоукостер.

Мы помним, что 11 лет назад, когда «Победа» только начала полёты, общественность в штыки воспринимала правила авиакомпании. Теперь же очевидно, что ни отсутствие бесплатного питания во время полёта, ни фиксированные спинки кресел, ни строгие нормы провоза ручной клади уже не отпугивают пассажиров. Так что же является главными критериями, которые учитывают пассажиры при выборе авиакомпании? Исследование, проведённое АЦ ВЦИОМ по заказу «АвиаПорта», дало ответы на эти вопросы.

Главный результат – без сумок и чемоданов мы стали легче на подъем! Для авиапутешественников самым важным критерием является регулярность полетов, то есть отсутствие задержек рейсов. На втором месте – стоимость билета. И лишь на третьем месте – с большим отставанием – нормы провоза ручной клади и багажа. При этом половина пассажиров стремится взять с собой в полёт лишь необходимый минимум вещей, а девять путешественников из десяти за минувший год ни разу не доплачивали за превышение норм провоза ручной клади».


08 декабря 2025

Насколько для Вас важны следующие критерии при выборе варианта авиаперелета?

(закрытый вопрос, один ответ по каждому параметру, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Важно

Не важно

Затрудняюсь ответить

Индекс*

Отсутствие задержек рейсов у авиакомпании

85

14

1

71

Полная стоимость билета с учетом всех дополнительных услуг

84

14

2

70

Норма провоза ручной клади

78

21

1

57

Норма провоза багажа, включенная в тариф

78

22

0

56

Время вылета/прилета

75

24

1

51

Возможность возврата или обмена билета без комиссии

71

27

2

44

Качество сервиса на борту самолета

72

28

0

44

Аэропорт вылета/прилета

49

49

2

0

Наличие бесплатного питания в полете

47

52

1

−5

Отзывы об авиакомпании в интернете

43

55

2

−12

Участие в программе лояльности авиакомпании

37

61

2

−24

Конкретная авиакомпания

35

65

0

−30

Самолет, на котором будет произведен рейс (Boeing, Airbus, Superjet и пр.)

31

67

2

−36

* Индекс рассчитывается как разница между суммой положительных и отрицательных ответов, вариант «затрудняюсь ответить» не учитывается. Значение индекса может варьироваться от –100 до +100 пунктов: положительные значения отражают преобладание значимости критерия для респондентов, отрицательные — его невысокую важность или отсутствие значимого влияния; чем выше значение индекса, тем более важен критерий для респондентов.

 

Насколько для Вас важны следующие критерии при выборе варианта авиаперелета?

(закрытый вопрос, один ответ по каждому параметру, % от всех опрошенных)

 

Какими были наиболее частые цели Ваших полетов за последние 12 месяцев: работа/ учёба

Важно

Не важно

Затрудняюсь ответить

Индекс

Отсутствие задержек рейсов у авиакомпании

85

15

0

70

Полная стоимость билета с учетом всех дополнительных услуг

81

18

1

63

Норма провоза багажа, включенная в тариф

79

21

0

58

Норма провоза ручной клади

75

24

1

51

Время вылета/прилета

73

26

1

47

Качество сервиса на борту самолета

72

28

0

44

Возможность возврата или обмена билета без комиссии

71

29

0

42

Аэропорт вылета/прилета

47

51

2

-4

Наличие бесплатного питания в полете

45

55

0

-10

Участие в программе лояльности авиакомпании

38

60

2

-22

Отзывы об авиакомпании в интернете

38

61

1

-23

Конкретная авиакомпания

34

65

1

-31

Самолет, на котором будет произведен рейс (Boeing, Airbus, Superjet и пр.)

31

67

2

-36

Насколько для Вас важны следующие критерии при выборе варианта авиаперелета?

(закрытый вопрос, один ответ по каждому параметру, % от всех опрошенных)

 

Какими были наиболее частые цели Ваших полетов за последние 12 месяцев: отдых

Важно

Не важно

Затрудняюсь ответить

Индекс

Полная стоимость билета с учетом всех дополнительных услуг

88

9

3

79

Отсутствие задержек рейсов у авиакомпании

87

13

0

74

Норма провоза багажа, включенная в тариф

79

19

2

60

Норма провоза ручной клади

78

20

2

58

Время вылета/прилета

76

23

1

53

Возможность возврата или обмена билета без комиссии

72

27

1

45

Качество сервиса на борту самолета

71

28

1

43

Аэропорт вылета/прилета

49

49

2

0

Наличие бесплатного питания в полете

49

50

1

-1

Отзывы об авиакомпании в интернете

47

52

1

-5

Конкретная авиакомпания

38

61

1

-23

Участие в программе лояльности авиакомпании

37

61

2

-24

Самолет, на котором будет произведен рейс (Boeing, Airbus, Superjet и пр.)

33

65

2

-32

Насколько для Вас важны следующие критерии при выборе варианта авиаперелета?

(закрытый вопрос, один ответ по каждому параметру, представлены индексы)

 

Все опрошенные

Летающие по работе/учебе

Летающие на отдых

Отсутствие задержек рейсов у авиакомпании

71

70

74

Полная стоимость билета с учетом всех дополнительных услуг

70

63

79

Норма провоза ручной клади

57

51

58

Норма провоза багажа, включенная в тариф

56

58

60

Время вылета/прилета

51

47

53

Возможность возврата или обмена билета без комиссии

44

42

45

Качество сервиса на борту самолета

44

44

43

Аэропорт вылета/прилета

0

-4

0

Наличие бесплатного питания в полете

-5

-10

-1

Отзывы об авиакомпании в интернете

-12

-23

-5

Участие в программе лояльности авиакомпании

-24

-22

-24

Конкретная авиакомпания

-30

-31

-23

Самолет, на котором будет произведен рейс (Boeing, Airbus, Superjet и пр.)

-36

-36

-32

Как бы Вы оценили свои знания правил перевозки ручной клади в самолетах?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Пол

За последние 12 месяцев сколько примерно перелётов по России или за границу Вы совершили?

Мужской

Женский

Летел/ полечу в первый раз

1-2 раза

3-4 раза

5 раз и более

 Затрудняюсь ответить

Отличные/хорошие

59

55

63

40

54

64

71

0

Средние

34

35

33

44

39

32

23

100

Плохие/очень плохие

6

9

4

13

7

4

5

0

Затрудняюсь ответить

1

1

0

3

0

0

1

0

Как обычно Вы узнаете о правилах провоза ручной клади перед очередным полетом?

(закрытый вопрос, до 2-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Читаю информацию, которая появляется при оформлении билета

42

41

42

Читаю правила перевозки ручной клади авиакомпании

40

36

43

Читаю информацию в интернете

29

29

28

Спрашиваю родственников/ друзей/ знакомых

9

10

8

Ничего специально не делаю

3

4

3

Другое

1

1

1

Затрудняюсь ответить

0

0

0

Некоторые пассажиры берут в ручную кладь минимум самых необходимых вещей. Другие стараются уместить максимальное количество вещей. А как обычно поступаете Вы?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Беру минимум самых необходимых вещей

50

53

47

Стараюсь уместить максимальное количество вещей

21

18

24

Всегда по-разному

28

29

28

Затрудняюсь ответить

1

0

1

За последние 12 месяцев Вам доводилось или нет доплачивать за ручную кладь в аэропорту при регистрации на рейс, потому что она превышала нормы авиакомпании?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Используемые практики перевоза ручной клади

Беру минимум самых необходимых вещей

Стараюсь уместить максимальное количество вещей

Всегда по-разному

Затрудняюсь ответить

Да, 1 раз

7

5

11

8

50

Да, 2-3 раза

3

2

4

2

0

Да, более трех раз

0

0

0

1

0

Нет

90

93

85

88

50

Затрудняюсь ответить

0

0

0

1

0

Вам обычно хватает или не хватает места в салоне самолета для удобного размещения ручной клади?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Почти всегда хватает

66

57

68

69

70

68

Чаще хватает

23

30

23

22

21

18

Чаще не хватает

7

10

6

7

7

8

Почти всегда не хватает

2

1

2

2

2

3

Затрудняюсь ответить

2

2

1

0

0

3

Для Вас удобно или нет, когда у авиакомпании нет ограничений по весу ручной клади?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Удобно

79

Нет

5

Мне все равно

16

Затрудняюсь ответить

0

Лично для Вас удобно или нет, когда авиакомпания позволяет сверх нормы ручной клади провозить следующие вещи: ноутбук, зонт, букет цветов, верхнюю одежду, портплед с костюмом, детскую коляску-трость, средства помощи передвижению — костыли, трости, ходунки?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Удобно

80

Нет

4

Мне все равно

15

Затрудняюсь ответить

1

Для Вас достаточна или недостаточна норма провоза товаров из Duty Free (дьюти фри) в пакетах размером не более 10 на 10 на 5 сантиметров?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто за последние 12 месяцев совершал международный перелёт)

Достаточна

49

Недостаточна

15

Мне все равно/не пользуюсь Duty Free

35

Затрудняюсь ответить

1

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07