Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Труд

Профориентация: хорошо, но мало!

Будущую профессию россияне выбирают главным образом по интересам, а мнение семьи и окружения играет гораздо большую роль, чем профориентация.
Фото:
Коротко о главном
  • Четверо из десяти россиян выбирали будущую профессию, опираясь на личные интересы (40%). Каждый пятый прислушался к рекомендации родителей (20%).
  • Топ-3 критериев выбора будущей работы россиянами – интерес (56%), высокая оплата труда (31%) и востребованность на рынке труда (26%).
  • 86% считают, что программы профориентации в школах и детских садах нужны, в том числе 70% отметили, что лучше их вводить после 6 класса.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Четверо из десяти россиян выбирали будущую профессию, опираясь на личные интересы (40%). Каждый пятый прислушался к рекомендации родителей (20%).
  • Топ-3 критериев выбора будущей работы россиянами – интерес (56%), высокая оплата труда (31%) и востребованность на рынке труда (26%).
  • 86% считают, что программы профориентации в школах и детских садах нужны, в том числе 70% отметили, что лучше их вводить после 6 класса.

МОСКВА, 9 апреля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о профориентации.

Поступай как хочешь!

Тема профориентации молодых людей и поддержка молодых специалистов сегодня является предметом обсуждения на самом высоком уровне. Президент России Владимир Путин, в своем Послании Федеральному Собранию, объявил о запуске нового национального проекта «Кадры» и попросил руководителей предприятий, научных и медицинских центров принять участие в системе профориентации, приглашая школьников в свои заведения для ознакомления с цехами, музеями и лабораториями. Президент заявил в том числе о необходимости включения программы ранней профподготовки во все школы России.

ВЦИОМ выяснил, что в прошлом, выбирая свою профессию, россияне ориентировались преимущественно на личные предпочтения и мнение семьи. На интерес к профессии указали 40%, на рекомендации родителей — 20%, на пример родителей и личный опыт — по 19%. Достаточно часто решение получить ту или иную профессию приходит «через окружение» и пример других: рассказы старших (10%), учителей (8%), пример других знакомых (8%) или известных людей (4%), фильмы, книги (3%), обсуждения в интернете (2%) и советы репетиторов (1%). Часть опрошенных при выборе будущей профессии ориентировались на место проживания и возможности трудоустройства в нем (16%). При этом только 2% россиян выбирали профессию, опираясь на потенциально высокий доход в выбранной отрасли.

Система профориентации играет меньшую роль при выборе профессии: экскурсия на место работы — 4%, результаты профориентационных тестов и профориентационных лекций — по 2%. Факторами меньшего влияния системы профориентации на выбор профессии россиянами могут быть недостаточная осведомленность о возможностях профориентационных программ и подобных ресурсах, несистемный характер профориентационной работы, а также доверие «живым» людям, а не программам и тестам.

  • Женщины чаще мужчин опираются на личные предпочтения при выборе профессии (42% vs. 37%). Мужчины несколько чаще учитывают рассказы старших, друзей (12% vs. 8% женщин).

Молодежь 18-24 лет в сравнении с другими когортами заметно чаще выбирает профессию в соответствии с личными предпочтениями (61% vs. 33% в группе старше 60 лет). Молодые россияне до 34 лет в целом чаще опираются на рекомендации родителей (25-28% vs. 15-16% в группе старше 45 лет) и личный опыт (26-24% vs. 15% в группе старше 60 лет). Каждый четвертый в старшей возрастной группе указал вариант «пример родителей» (25%), современные молодые люди до 24 лет называют его в два раза реже (13%). Подобные различия обусловлены изменениями в социально-экономической ситуации, а также тем, что в наше время абитуриенты имеют больший доступ к разнообразным ресурсам и информации, которая позволяет им лучше понять и определить свои собственные интересы и цели. В прошлом рынок труда и профессиональная среда были менее динамичными. Пример родителей в таких ситуациях мог иметь больший вес, поскольку он представлял собой устоявшийся и признанный путь в профессии.

Не в деньгах счастье?

Топ-3 критериев, по которым россияне выбирали свою будущую профессию, возглавил личный интерес (56%), далее с заметным отрывом следуют высокая зарплата (31%) и востребованность на рынке труда (26%). Социальная значимость профессии (20%) оказалась в два раза важнее, чем ее престиж (10%). Подходящие условия труда назвал каждый десятый (10%). Взгляды мужчин и женщин на критерии выбора профессии достаточно близки, исключение составляет больший интерес мужчин к размеру оплату труда (36% vs. 27% среди женщин).

Как и в предыдущем вопросе, такой критерий, как личный интерес, чаще звучит в ответах молодежи (64-66% среди 18-34-летних), более четверти в этой группе учитывают полезность будущей профессии (25-29%). Россияне до 45 лет при выборе профессии уделяли больше внимания ее востребованности (31-35% vs. 18% в группе старше 60 лет) и высокой оплате труда (41-44% vs. 17% в группе старше 60 лет).

  • Чем выше уровень образования, тем чаще выбор профессии связан с тем, насколько она соответствует личным интересам и предпочтениям (63% среди граждан с неполным высшим и высшим образованием vs. 40% в группе с неполным средним образованием) и с тем, насколько профессия полезна для общества (26% среди граждан с неполным высшим и высшим образованием vs. 8% в группе с неполным средним образованием).

 

Профориентации быть!

Россияне оказались единодушны в том, что профориентационная работа в школах и дошкольных учреждениях нужна (86%). В том числе 70% высказываются за ее начало в шестом классе и позже. Среди опрошенных до 44 лет показатель еще выше — 77-78%. Вводить такую работу в 1-5 классах или в детском саду считают целесообразным в общей сложности 16%, этот взгляд ближе россиянам старше 60 лет (28%). Только 5% россиян полагают, что профориентационную работу проводить в школах и детских садах не нужно вовсе.

29 марта 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 29 марта 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7860; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0154; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0798. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Давайте поговорим на тему профподготовки или профориентации (это помощь в выборе подходящей профессии, которая соответствует интересам и возможностям человека). На Ваш взгляд, кто или что в большей степени оказал влияние на Ваш выбор профессии? Вы можете дать до четырех ответов

(закрытый вопрос, до 4-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Личные предпочтения, то, чем вам хотелось заниматься

40

37

42

61

48

40

35

33

Рекомендации родителей

20

18

21

25

28

21

15

16

Пример родителей

19

21

18

13

16

19

17

25

Личный опыт

19

19

18

26

24

18

17

15

Место жительства и возможности трудоустройства в нем

16

15

18

14

20

20

19

11

Рассказы старших друзей, знакомых

10

12

8

13

14

10

8

8

Рассказы учителей

8

6

11

9

9

8

8

9

Пример других людей

8

8

8

14

10

10

6

7

Знаменитые люди, которых Вы уважаете

4

4

4

8

7

3

3

3

Стечение обстоятельств, случайность (из другого)

4

5

4

1

3

4

5

5

Экскурсии на предприятия и места работы

4

4

4

3

6

3

4

3

Фильмы, книги

3

4

2

3

3

1

3

4

Результаты профориентационных тестов

2

1

3

5

2

2

2

2

Профориентационные лекции

2

2

2

3

1

1

3

2

Форумы, обсуждения в интернете

2

2

1

6

3

2

1

0

Высокий доход, хорошая зарплата (из другого)

2

3

1

0

1

3

2

1

Советы репетиторов

1

1

1

2

1

2

0

0

Другое (укажите, кто или что именно)

2

2

1

1

0

1

2

4

Затрудняюсь ответить

4

5

4

4

1

3

5

7

По каким критериям Вы в первую очередь выбирали или планируете выбрать свою профессию (при поступлении в колледж, техникум или вуз)?

(закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Интересная лично мне

56

52

59

66

64

56

55

50

Высокооплачиваемая

31

36

27

41

44

43

25

17

Востребованная на рынке труда

26

26

26

35

31

31

24

18

Социально значимая (полезная)

20

19

22

29

25

20

16

19

С подходящими условиями труда

10

9

10

14

11

14

10

5

Престижная

10

10

9

10

13

9

9

8

Другое

6

8

4

2

4

7

6

7

Затрудняюсь ответить

6

6

6

2

4

3

5

11

Как Вы считаете, на каком уровне обучения в дошкольных или средних образовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях) скорее следует начинать внедрять программы профориентации или такие программы не нужны?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

В дошкольных образовательных учреждениях

6

5

7

0

6

4

6

10

В средних образовательных учреждениях, в 1-5 классах

10

10

11

10

7

6

8

18

В средних образовательных учреждениях, в 6-8 классах

38

35

41

44

39

40

40

33

В средних образовательных учреждениях, в 9-11 классах

32

35

29

34

38

37

32

24

Такие программы не нужны

5

6

4

6

7

7

4

2

Затрудняюсь ответить

9

9

8

6

3

6

10

13

Как Вы считаете, на каком уровне обучения в дошкольных или средних образовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях) скорее следует начинать внедрять программы профориентации или такие программы не нужны?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть дети/ внуки до 18 лет

Есть дети/ внуки старше 18 лет

Нет детей/ внуков

В дошкольных образовательных учреждениях

6

7

8

5

В средних образовательных учреждениях, в 1-5 классах

10

11

13

8

В средних образовательных учреждениях, в 6-8 классах

38

39

37

38

В средних образовательных учреждениях, в 9-11 классах

32

30

27

36

Такие программы не нужны

5

4

4

5

Затрудняюсь ответить

9

9

11

8

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07