МОСКВА, 12 января 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, приуроченного ко Дню российской печати.
Кто читает газеты? |
Еще несколько десятилетий назад бумажная газета или журнал были неотъемлемой частью жизни общества, газеты читали в транспорте, за обедом, на досуге. Развитие цифровых технологий внесло заметные коррективы в издательское дело: развиваются онлайн-форматы, мобильные приложения, новостные агрегаторы СМИ.
Сегодня регулярно читают бумажную прессу 14% россиян, еще 21% сообщили, что читали их ранее, но перестали. Больше половины отметили, что не читали ранее и не читают сейчас (63%), однако это не означает, что в этой группе нет тех, кто читает периодические издания в электронных форматах. В то же время есть группа россиян, для которых бумажная пресса остается важным источником информации: это граждане старше 60 лет, они читают газеты и журналы в два раза чаще, чем россияне в целом (26%), то есть каждый четвертый в этой возрастной группе. Показатель заметно выше также среди жителей села (20%) и активных телезрителей (33%, или каждый третий).
|
«Районка» vs. интернет |
В рейтинге газет, которые регулярно читают россияне, первое место занимает местная или районная газета, в народе так называемая «районка», — ее читает каждый третий в этой группе (30%). При этом на селе и в небольших населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. чел. показатель выше — 39-40%. Можно предположить, что горожане, молодые россияне, граждане трудоспособного возраста получают новости о ситуации по месту жительства из интернета и социальных сетей, а в старшей группе и на селе традиционные способы пока сохраняют свою роль в информировании. В числе других газет, которые называли читающие россияне, «Комсомольская правда» — 12% и «Аргументы и факты» — 10%. Среди тех, кто указал, что перестал читать газеты, топ-3 изданий такой же: районная газета и федеральные издания, «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты» (по 17%).
Иерархию причин, по которым граждане перестают читать газеты (21%), возглавляет замещение прессы электронным форматом: так считает каждый третий в этой группе (29%). Вторая причина — рост стоимости газет и журналов (18%), в совокупности два первых варианта указывают на возросшую доступность интернета. Замыкает тройку вариант «газету или журнал перестали выпускать» (11%).
Экран против бумаги |
За последние восемь лет процент россиян, которые предпочтут прочесть интересную для них статью в электронном формате, а не в печатном, вырос в 1,8 раза. Если в 2014 г. предпочтение «цифре» отдавали 34%, то в 2022 г. — 62%. Одновременно сократился процент предпочитающих бумажную версию — с 51% в 2014 г. до 32% в этом году. Печатная версия остается привлекательной для граждан старше 60 лет (57% vs. 11% и 12% среди 18-24-летних и 25-34-летних соответственно), сельчан (44% vs. 22% и 20% среди жителей обеих столиц и городов-миллионников), активных телезрителей (76%) и жителей Дальневосточного округа (44%).
|
Важно понимать, что обозначенные тренды нельзя интерпретировать как сокращение аудитории читателей газет и журналов, речь идет в большей степени о трансформации читательских практик, ориентации на электронные форматы периодических изданий.
Несмотря на то, что все больше жителей России предпочитают читать газеты и новости в электронном формате и, скорее всего, данный тренд продолжит нарастать, утверждать, что бумага полностью исчезнет, было бы опрометчиво.
Во многих небольших населенных пунктах и районных центрах бумажная газета по-прежнему существует наравне и со своей цифровой копией, и с другими источниками информации. Взять хотя бы газету «Наша жизнь» Ардатовского района Нижегородской области или газету «Ленские вести» в Усть-Куте. Во многом это связано с устоявшимися привычками медиапотребления (характерны, как правило, для возрастной группы 45-60+ лет): бумажная газета не просто источник информации, но своеобразный элемент ежедневной рутины — человек знает где ее взять/купить, понимает, как и где он ее прочитает, знает, какие рубрики там увидит, и уверен в том, что новости будут касаться именно его улицы, города, района. Своеобразный ежедневный ритуал.
Корректируются подобные ритуалы сложно и долго, не говоря уже о том, что для этого нужен значимый стимул. Им может стать, например, полное исчезновение газеты в привычных местах ее распространения, принципиальное изменение ее содержания или же ситуация, когда газета не успевает освещать новости так же полно, как иные источники информации. Последнее во многом стало причиной того, почему часть районных газет в Москве не нашла отклика у местных жителей до 35-40 лет — Telegram-каналы, районные чаты, группы в Facebook[1] и VK позволяли узнать новости гораздо раньше, при этом их язык и контент зачастую оказывались ближе аудитории.
Правда, у молодежи в возрасте от 18 до 35 лет в принципе не сформирована привычка читать газеты, вне зависимости от того, бумажные они или электронные. Само слово «газета» для них — своеобразный атавизм. Гораздо привычнее обобщающий термин «СМИ». Им обозначаются и «Ведомости», и «Коммерсантъ», и «Комсомольская правда» и др. То есть, по сути, молодой человек или девушка читают электронную версию газеты, но вспоминают, что это газета, только тогда, когда либо видят крупный заголовок в названии, либо направляются за бумажной версией «Ведомостей», чтобы прочитать понравившуюся статью «под замком», поскольку разовая покупка бумажного экземпляра значительно дешевле месячной подписки).
Однако это не означает, что такую привычку нельзя сформировать, правда, это потребует не только серьезной PR-работы по формированию нового образа «газеты» в умах молодежи, но и, возможно, пересмотра привычного нам формата бумажных газет — их оформления, манеры подачи и т.д.
В конечном счете, скорее всего, бумажные версии газет продолжат жить — по аналогии с электронными и бумажными книгами, электронными и бумажными сигаретами. Однако в перспективе 5-10 лет (как минимум в крупных городах) им, с высокой долей вероятности, придется столкнуться с определенным кризисом, который потребует пересмотра привычной бизнес-модели.
[1] Деятельность социальной сети запрещена на территории РФ.