Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: RBC/TASS
Медиа

Пресса, которую мы (не) потеряли

Печатная пресса неумолимо уходит в «цифру», но для россиян старшего возраста и жителей села местная бумажная газета или журнал остаются востребованным каналом информации.
Фото:
Коротко о главном
  • 14% россиян регулярно читают бумажные газеты и журналы.
  • Главные потребители бумажной прессы — пенсионеры (регулярно читает прессу каждый четвертый — 26%).
  • 63% опрошенных никогда регулярно не читали прессу.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 14% россиян регулярно читают бумажные газеты и журналы.
  • Главные потребители бумажной прессы — пенсионеры (регулярно читает прессу каждый четвертый — 26%).
  • 63% опрошенных никогда регулярно не читали прессу.

МОСКВА, 12 января 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, приуроченного ко Дню российской печати.

Кто читает газеты?

Еще несколько десятилетий назад бумажная газета или журнал были неотъемлемой частью жизни общества, газеты читали в транспорте, за обедом, на досуге. Развитие цифровых технологий внесло заметные коррективы в издательское дело: развиваются онлайн-форматы, мобильные приложения, новостные агрегаторы СМИ.

Сегодня регулярно читают бумажную прессу 14% россиян, еще 21% сообщили, что читали их ранее, но перестали. Больше половины отметили, что не читали ранее и не читают сейчас (63%), однако это не означает, что в этой группе нет тех, кто читает периодические издания в электронных форматах. В то же время есть группа россиян, для которых бумажная пресса остается важным источником информации: это граждане старше 60 лет, они читают газеты и журналы в два раза чаще, чем россияне в целом (26%), то есть каждый четвертый в этой возрастной группе. Показатель заметно выше также среди жителей села (20%) и активных телезрителей (33%, или каждый третий).

  • Максимальная доля читающих газеты и журналы — в Уральском федеральном округе (20% vs. 10-11% в Дальневосточном, Южном и Северо-Кавказском округах).

 

«Районка» vs. интернет

В рейтинге газет, которые регулярно читают россияне, первое место занимает местная или районная газета, в народе так называемая «районка», — ее читает каждый третий в этой группе (30%). При этом на селе и в небольших населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. чел. показатель выше — 39-40%. Можно предположить, что горожане, молодые россияне, граждане трудоспособного возраста получают новости о ситуации по месту жительства из интернета и социальных сетей, а в старшей группе и на селе традиционные способы пока сохраняют свою роль в информировании. В числе других газет, которые называли читающие россияне, «Комсомольская правда» — 12% и «Аргументы и факты» — 10%. Среди тех, кто указал, что перестал читать газеты, топ-3 изданий такой же: районная газета и федеральные издания, «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты» (по 17%).

Иерархию причин, по которым граждане перестают читать газеты (21%), возглавляет замещение прессы электронным форматом: так считает каждый третий в этой группе (29%). Вторая причина — рост стоимости газет и журналов (18%), в совокупности два первых варианта указывают на возросшую доступность интернета. Замыкает тройку вариант «газету или журнал перестали выпускать» (11%).

Экран против бумаги

За последние восемь лет процент россиян, которые предпочтут прочесть интересную для них статью в электронном формате, а не в печатном, вырос в 1,8 раза. Если в 2014 г. предпочтение «цифре» отдавали 34%, то в 2022 г. — 62%. Одновременно сократился процент предпочитающих бумажную версию — с 51% в 2014 г. до 32% в этом году. Печатная версия остается привлекательной для граждан старше 60 лет (57% vs. 11% и 12% среди 18-24-летних и 25-34-летних соответственно), сельчан (44% vs. 22% и 20% среди жителей обеих столиц и городов-миллионников), активных телезрителей (76%) и жителей Дальневосточного округа (44%).

  • Среди тех, кто регулярно читает бумажную прессу, прочесть интересную статью в бумажном формате предпочтут 80%, это в 4 раза больше в сравнении с теми, кто совсем не читает бумажной периодики (20%).
  • В то же время даже среди аудитории, не читающей регулярно газет и журналов в бумажном формате, каждый пятый выбрал бы именно бумагу, чтобы ознакомиться с интересной ему статьей (20%).

Важно понимать, что обозначенные тренды нельзя интерпретировать как сокращение аудитории читателей газет и журналов, речь идет в большей степени о трансформации читательских практик, ориентации на электронные форматы периодических изданий.

23 декабря 2022 г.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе принимают участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 23 декабря 2022 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8193; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0200; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1131. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом.

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, пожалуйста, есть ли какие-либо бумажные газеты или журналы, которые Вы читаете регулярно? Или таких газет, журналов нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Есть такие газеты/журналы

14

12

16

1

7

7

15

26

Раньше были, но сейчас перестал(-а) читать

21

21

21

10

7

17

26

32

Нет, и не было

63

65

61

82

85

74

58

39

Затрудняюсь ответить

2

2

2

7

1

2

1

3

Скажите, пожалуйста, есть ли какие-либо бумажные газеты или журналы, которые Вы читаете регулярно? Или таких газет, журналов нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города — миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Есть такие газеты/журналы

14

15

6

8

12

16

20

Раньше были, но сейчас перестал(-а) читать

21

15

16

26

19

22

26

Нет, и не было

63

66

77

64

68

60

51

Затрудняюсь ответить

2

4

1

2

1

2

3

Есть такие газеты/журналы (уточните, что это за издания?)

(открытый вопрос, до пяти ответов, % от тех, кто регулярно читает бумажные газеты или журналы, представлен топ-3)

Местные/районные газеты

30

Комсомольская Правда

12

Аргументы и факты

10

Другое

48

Раньше были, но сейчас перестал (-а) читать (уточните, что это за издания)

(открытый вопрос, до пяти ответов, % от тех, кто раньше читал, но перестал читать бумажные газеты или журналы, представлен топ-3)

Местные/районные газеты

17

Комсомольская Правда

17

Аргументы и факты

11

Другое

55

Вы сказали, что раньше у Вас была такая газета или журнал, но сейчас Вы перестали его /ее читать. Уточните, пожалуйста, почему это произошло?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто «перестал читать», представлен топ-3)

В интернете читаю / все есть в интернете / в электронном виде

29

Доступность / стало дорого / денег нет / раньше бесплатно раздавали

18

Закрыли / перестали выпускать / нет в продаже

11

Другое

61

Представьте, что на следующей неделе выйдет интересная Вам статья. Она есть и в печатной версии газеты или журнала, и в электронной версии. Что Вы предпочтете?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2014 г.

2017 г.

2018 г.

2022 г.

Прочитать статью в печатной версии газеты, журнала

51

45

44

32

Прочитать статью в электронной версии

34

49

51

62

Затрудняюсь ответить

15

6

5

6

Даниил Ермолаев
Директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг

Несмотря на то, что все больше жителей России предпочитают читать газеты и новости в электронном формате и, скорее всего, данный тренд продолжит нарастать, утверждать, что бумага полностью исчезнет, было бы опрометчиво.

Во многих небольших населенных пунктах и районных центрах бумажная газета по-прежнему существует наравне и со своей цифровой копией, и с другими источниками информации. Взять хотя бы газету «Наша жизнь» Ардатовского района Нижегородской области или газету «Ленские вести» в Усть-Куте. Во многом это связано с устоявшимися привычками медиапотребления (характерны, как правило, для возрастной группы 45-60+ лет): бумажная газета не просто источник информации, но своеобразный элемент ежедневной рутины — человек знает где ее взять/купить, понимает, как и где он ее прочитает, знает, какие рубрики там увидит, и уверен в том, что новости будут касаться именно его улицы, города, района. Своеобразный ежедневный ритуал.

Корректируются подобные ритуалы сложно и долго, не говоря уже о том, что для этого нужен значимый стимул. Им может стать, например, полное исчезновение газеты в привычных местах ее распространения, принципиальное изменение ее содержания или же ситуация, когда газета не успевает освещать новости так же полно, как иные источники информации. Последнее во многом стало причиной того, почему часть районных газет в Москве не нашла отклика у местных жителей до 35-40 лет — Telegram-каналы, районные чаты, группы в Facebook[1] и VK позволяли узнать новости гораздо раньше, при этом их язык и контент зачастую оказывались ближе аудитории.

Правда, у молодежи в возрасте от 18 до 35 лет в принципе не сформирована привычка читать газеты, вне зависимости от того, бумажные они или электронные. Само слово «газета» для них — своеобразный атавизм. Гораздо привычнее обобщающий термин «СМИ». Им обозначаются и «Ведомости», и «Коммерсантъ», и «Комсомольская правда» и др. То есть, по сути, молодой человек или девушка читают электронную версию газеты, но вспоминают, что это газета, только тогда, когда либо видят крупный заголовок в названии, либо направляются за бумажной версией «Ведомостей», чтобы прочитать понравившуюся статью «под замком», поскольку разовая покупка бумажного экземпляра значительно дешевле месячной подписки).

Однако это не означает, что такую привычку нельзя сформировать, правда, это потребует не только серьезной PR-работы по формированию нового образа «газеты» в умах молодежи, но и, возможно, пересмотра привычного нам формата бумажных газет — их оформления, манеры подачи и т.д.

В конечном счете, скорее всего, бумажные версии газет продолжат жить — по аналогии с электронными и бумажными книгами, электронными и бумажными сигаретами. Однако в перспективе 5-10 лет (как минимум в крупных городах) им, с высокой долей вероятности, придется столкнуться с определенным кризисом, который потребует пересмотра привычной бизнес-модели.

 


[1] Деятельность социальной сети запрещена на территории РФ.


12 января 2023
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07