МОСКВА, 29 декабря 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о внимании россиян к пресс-конференции президента, оценках общения главы государства с журналистами.
С содержанием разговора президента страны с журналистами на момент проведения опроса был знаком 51% россиян, для сравнения, в 2015 г. эта доля составляла 46%. Пресс-конференцию онлайн полностью посмотрели 11% граждан (среди опрошенных в возрасте 60 лет и старше – 27%), частично – 24%, а 16% узнали об основных вопросах и ответах позже из выпусков новостей.
Треть зрителей и знакомых с содержание конференции из новостей (36%) оценили общение Путина с представителями СМИ как весьма интересное, еще 38% назвали интересными отдельные темы. Каждый десятый (9%) охарактеризовал выступление президента как интересное, но затянутое. Негативные оценки дали только 12%: 8% разговор показался скорее скучным, 4% были разочарованы беседой. От результатов прошлого года эти показатели практически не отличаются.
В то же время общий уровень удовлетворенности по итогам пресс-конференции-2016 достиг максимума за все годы измерений - 88% (причем во всех основных социально-демографических группах эта доля превышает 80%). Только 9% участников опроса, следивших за конференцией в прямом эфире или благодаря новостным выпускам, остались недовольны ответами Путина на вопросы журналистов.
Среди наиболее запомнившихся вопросов, помимо положения пенсионеров и пенсионного обеспечения (10%), чаще всего называли темы по внешней политике: ситуацию в Сирии (10%), отношения со странами Запада (9%), с Украиной (9%), а также обороноспособность страны и расходы на армию (8%). Несколько реже отмечали ответы Путина на вопросы об участии в президентских выборах-2018, возможности переноса срока голосования (6%), экономической ситуации в стране, инфляции (5%), Керченском мосте, запуске газопровода в Крыму (5%) и др.
Данные комментирует руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Михаил Мамонов: «Несмотря на традиционность формата большой пресс-конференции президента, она вызывает интерес россиян. Прошедшее общение главы государства с журналистами – одно из самых результативных: высоки показатели, фиксирующие интерес и общую оценку мероприятия. Удивляет то, что россияне, прежде всего, обратили внимание на внешнеполитическую проблематику, в то время как большинство вопросов, заданных главе государства, касались различных аспектов ситуации внутри страны. Не стоит исключать фактора инерции. В событийном фоне внешнеполитические вопросы в последние годы – на лидерских позициях. Но, возможно, зафиксированная ситуация обуславливается все сильнее звучащим запросом на определение долгосрочных перспектив внешнеполитической активности России, руководства страны. Ограниченно отрефлексированы россиянами ответы на «экономические вопросы», хотя традиционно вопросы роста цен, потребительских возможностей населения входят в группу наиболее актуальных в проблемном поле. Вопросы экономической ситуации в стране не вошли даже в пятерку. Это может свидетельствовать не только об адаптации к сегодняшней экономической ситуации, но и об отсутствии ярких, запоминающихся месседжей».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 24-26 декабря 2016 г. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1800 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.