Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Семен Лиходеев/ТАСС
Бизнес

Предпринимательство в России: мониторинг

Предпринимательский дух в России крепнет, а условия для бизнеса становятся более комфортными — показывает социологический мониторинг последних 15 лет.
Фото:
Коротко о главном
  • В окружении 60% россиян есть предприниматели (+6 п.п. к данным 2013 г.).
  • 27% наших сограждан хотели бы открыть собственное дело.
  • 92% россиян положительно относятся к людям, занятым малым и средним бизнесом (+13 п.п. с 2009 г.).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • В окружении 60% россиян есть предприниматели (+6 п.п. к данным 2013 г.).
  • 27% наших сограждан хотели бы открыть собственное дело.
  • 92% россиян положительно относятся к людям, занятым малым и средним бизнесом (+13 п.п. с 2009 г.).

МОСКВА, 22 мая 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса об отношении россиян к предпринимательской деятельности.

Сколько предпринимателей вокруг?

Предпринимательская деятельность — движущая сила экономики. Благодаря малому и среднему бизнесу создаются рабочие места, на рынке появляются новые товары и услуги. По данным Федеральной налоговой службы, в России зарегистрировано более 6,2 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, численность наемных работников у которых превышает 15 млн человек.

Согласно результатам опроса, в окружении 60% россиян есть предприниматели. Каждый пятый ответил, что среди их близких таких людей много (21%), с ответом «есть, но мало» добавились еще 39%. На протяжении всего периода замеров показатель оставался стабильно высоким (60-64%), за исключением 2013 г. (54%). Одна из возможных причин спада предпринимательской активности в тот год — увеличение размеров страховых взносов для самозанятых. За последние 10 лет ситуация улучшилась, и сегодня на отсутствие предпринимателей в окружении указывает на 5 п.п. меньше респондентов (2023 г. — 39%, 2013 г. — 44%).

  • Чаще о предпринимателях в своем окружении говорят мужчины (67% vs. 53% женщин), россияне с высшим и неоконченным высшим образованием (69% vs. 46-53% со средним специальным образованием и ниже), работники коммерческих организаций (66% vs. 59% «бюджетников»), жители обеих столиц и городов с населением 500-950 тыс. человек (67% и 65% соответственно). Представители старшего поколения 60+ и активные телезрители — категории населения, которые в большинстве своем не знакомы лично ни с одним бизнесменом (56% и 70% соответственно). 
  • Любопытно, как за 10 лет изменилось окружение предпринимателей. В 2013 г. знакомством с ними чаще могли похвастаться россияне 25-44 лет (66-68%) и высокообеспеченные граждане (65%), а теперь — молодежь 18-24 лет (75%, 2013 г. — 55%), в то время как материальное положение в данном вопросе больше не играет роли.

 

Открываем бизнес

За последние 15 лет доля предпринимателей среди россиян выросла вдвое, с 4% до 8%. Несмотря на позитивную динамику, предпринимательская стезя не привлекает большинство наших сограждан: 42% ответили, что никогда не хотели иметь свой бизнес, 21% — хотели раньше, теперь уже нет. Доля тех, кто передумал вступать в ряды предпринимателей, достигла максимума за весь период измерений, превысив показатель 10-летней давности в два раза (2013 г. — 11%).

Доля тех, кто только задумывается о карьере предпринимателя, за 15 лет несколько сократилась. Если в 2008 г. желание открыть свое дело было у 32%, то в наши дни — у 27%. Каждый пятый хотел этого и прежде (22%), еще 5% эта идея пришла недавно.

Предпринимательский дух выше у тех, кто знает о ведении бизнеса не понаслышке: среди имеющих в окружении предпринимателей каждый третий хочет пойти по их стопам (33% vs. 16% в группе без таких знакомых).

  • Портрет российского предпринимателя сегодня выглядит так: мужчина (11% vs. 6% женщин), 35-59 лет (по 12%), имеющий высшее или неоконченное высшее образование (12%) и предпочитающий интернет телевидению (12%). 
  • Наибольший интерес к предпринимательству проявляет молодежь 18-24 лет (73%). Процент желающих открыть свое дело также выше среди мужчин (33% vs. 22% среди женщин), активных интернет-пользователей (40%), работников коммерческих организаций (36%). Женщины, представители старшего поколения, работники бюджетной сферы и активные телезрители чаще других признавались в равнодушии к ведению бизнеса (70%, 87%, 72% и 91% соответственно).

 

Предприниматели в общественном сознании

В ответах россиян о восприятии предпринимателей преобладает позитив: положительное отношение к ним декларируют 9 из 10 опрошенных (92%), а в группе молодежи 18-24 лет — 99%. Последние шесть лет показатель держится на рекордно высоком уровне (2017 г. — 93%), а с начала измерений его прирост составил 13 п.п. (2009 г. — 79%). Доля тех, кто негативно относится к бизнесменам, напротив, снизилась за это время с 13% до 4%.

  • Одинаково хорошо к людям, занятым малым и средним бизнесом, относятся мужчины и женщины (по 92%), граждане с высшим образованием и без него (93% и 90-92% со средним специальным и ниже). На восприятие предпринимателей влияют скорее медиапредпочтения, нежели пол и наличие диплома. Активные интернет-пользователи дают положительный ответ в 98% случаев, любители телевидения — в 84%. 
  • Личный опыт — залог хорошего отношения к бизнесменам. Среди россиян, имеющих в окружении предпринимателей, им симпатизируют 96%, среди незнакомых лично с такими людьми — 86%. 

 

Бизнес — это сложно?

Для открытия своего дела одинаково важны ресурсы, мотивация и отсутствие внешних барьеров. По оценкам россиян, работа над последним ведется весьма успешно: сегодня каждый второй опрошенный положительно оценивает условия для развития малого бизнеса в своем населенном пункте (50%), что вдвое больше по сравнению с 2013 г. (25%). Доля тех, кто считает условия для частного предпринимательства неблагоприятными, сократилась за последнее десятилетие с 55% до 31%.

  • Максимум оптимистов приходится на наиболее заинтересованную в открытии бизнеса группу — молодежь 18-24 лет (73%). В том, что условия для частного предпринимательства хорошие, также чаще убеждены в Москве и Санкт-Петербурге (63%), городах с населением 500-950 тыс. человек (62%) и Уральском федеральном округе (60%). 
  • Плохими условия чаще называли мужчины (35% vs. 28% женщин), россияне 25-44 лет (по 37%), а также жители сел, небольших городов с населением до 100 тыс. человек (по 39%). Наименее благоприятными регионами для развития бизнеса, по оценкам их жителей, стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа (42% и 49% соответственно). 

 

29 апреля 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 29 апреля 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8538; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0208; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1956. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом.

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Поговорим немного о предпринимательстве и предпринимателях. Есть ли предприниматели среди Ваших близких, друзей, знакомых?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2008

2009

2011

2013

2023

Да, таких много

20

17

17

14

21

Да, но таких мало

44

45

45

40

39

Нет

34

37

36

44

39

Затрудняюсь ответить

2

1

2

2

1

Поговорим немного о предпринимательстве и предпринимателях. Есть ли предприниматели среди Ваших близких, друзей, знакомых?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

2013 г.

Да, таких много

14

16

12

13

20

18

15

7

Да, но таких мало

40

44

37

42

48

48

42

25

Нет

44

38

49

45

32

33

42

67

Затрудняюсь ответить

2

2

2

0

0

1

1

1

2023 г.

Да, таких много

21

24

18

16

19

30

26

12

Да, но таких мало

39

43

35

59

45

37

39

30

Нет

39

31

46

24

35

32

34

56

Затрудняюсь ответить

1

2

1

1

1

1

1

2

Хотели ли Вы когда-либо иметь собственный бизнес, стать предпринимателем?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2008

2009

2011

2013

2023

У меня есть свой бизнес

4

5

5

5

8

Раньше хотел и теперь хочу

26

19

21

17

22

Раньше хотел, теперь — уже нет

15

13

13

11

21

Раньше не хотел, а теперь хочу

6

6

9

6

5

Никогда не хотел и сейчас не хочу

44

55

44

52

42

Затрудняюсь ответить

5

2

8

9

2

Хотели ли Вы когда-либо иметь собственный бизнес, стать предпринимателем?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

У меня есть свой бизнес

8

11

6

3

8

12

12

4

Раньше хотел и теперь хочу

22

27

18

62

33

29

14

5

Раньше хотел, теперь — уже нет

21

22

20

11

24

18

23

23

Раньше не хотел, а теперь хочу

5

6

4

11

10

5

3

1

Никогда не хотел и сейчас не хочу

42

31

50

13

23

33

45

64

Затрудняюсь ответить

2

3

2

0

3

3

3

3

Как Вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (мелким и средним бизнесом)?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Хорошо

68

67

69

85

71

73

66

60

Скорее хорошо

24

25

23

14

25

21

25

27

Скорее плохо

2

2

2

0

2

1

2

3

Плохо

2

2

2

0

0

1

2

4

Затрудняюсь ответить

4

4

4

1

2

4

5

6

Как Вы считаете, каковы в Вашем городе (селе) условия для развития малого бизнеса, частного предпринимательства?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2009

2013

2023

Условия, безусловно, хорошие

3

2

9

Скорее хорошие

27

23

41

Скорее плохие

31

38

22

Условия, безусловно, плохие

13

17

9

Затрудняюсь ответить

26

20

19

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07