Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Бизнес

Предпринимательство в России: доверие, барьеры и факторы успеха

Российское общество все лучше относится к предпринимателям, хотя и доверяет им меньше, чем политикам.
Фото:
Коротко о главном
  • 90% россиян положительно относятся к малому бизнесу, 67% - к крупному
  • 22% граждан выражают доверие предпринимателям, 27% - нет
  • ТОП-3 факторов успеха в бизнесе: наличие стартового капитала, хорошая команда и «предпринимательская жилка»
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 90% россиян положительно относятся к малому бизнесу, 67% - к крупному
  • 22% граждан выражают доверие предпринимателям, 27% - нет
  • ТОП-3 факторов успеха в бизнесе: наличие стартового капитала, хорошая команда и «предпринимательская жилка»

МОСКВА, 9 октября 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), отмечающий в этом году 30-летний юбилей, и бизнес-школа СКОЛКОВО представляют данные двух независимых исследований, посвященных теме предпринимательства в России.

Отношение к бизнесу в нашей стране дифференцируется в зависимости от его масштаба: к малому и среднему бизнесу россияне относятся лучше, нежели к крупному (положительно: 90% против 67%). Фиксируется тренд на улучшение отношения к малому и среднему  бизнесу, по сравнению с предыдущими периодами: по данным последних опросов 90% выражают к нему положительное отношение (с 79% в 2009 г.).

Доверие к профессии предприниматель в российском обществе не сформировано: несмотря на существенное  снижение недоверия (с 45% в 2010 г. до 27% в 2017 г.), доля не доверяющих предпринимателям все еще  превышает долю доверяющих (27% против 22%).

Уровень предпринимательской активности меняется:  доля желающих открыть свой бизнес постепенно снижается (с 32% в 2008 г. до 22% в 2017 г.), а оценивающих подобную перспективу как нежелательную – растет – с 49% в 1991 г. до 68% в 2017 г. В то же время уже 7% опрошенных россиян сообщают, что у них есть свой бизнес (в 1991 г. – 2%). Большую заинтересованность в этом вопросе проявляют мужчины, люди среднего возраста, с высшим образованием, жители «миллионников».

Главным фактором успеха в бизнесе россияне в целом считают  наличие стартового капитала (53%), а его отсутствие – одним из главных препонов на пути начинающих предпринимателей (18%). Также отмечается значимость команды (34%), личных качеств (24%) и др. Начать собственное дело, по словам опрошенных, помогли бы, в первую очередь, улучшение материального благосостояния и «финансовая подушка».

Если по вопросу об условиях успешного ведения бизнеса данные всероссийского исследования и опроса бизнесменов схожи, то по вопросу о барьерах ситуация обратная. По данным опроса ВЦИОМ, россияне считают бюрократию и административное давление основными и неизменными барьерами для открытия бизнеса в России. За 8 лет исследований фактор административного давления на бизнес остался неизменным (27% в 2009 году и 26% в 2017 году). По данным, полученным бизнес-школой СКОЛКОВО, на первое место среди препятствий предприниматели ставят создание команды/трудность в подборе сотрудников (31%), нехватку опыта и знаний у самого предпринимателя (31%) и личные барьеры/страхи/неуверенность предпринимателя (26%). Бюрократия же, административное давление и большое количество проверок не попали в ТОП-3 препятствий при открытии своего бизнеса.

Самым популярным ответом аудитории бизнес-школы СКОЛКОВО на вопрос «Если бы от Вас зависело развитие предпринимательства в стране, то какое решение на уровне государства Вы бы приняли в первую очередь?» стало предложение снизить налоги или ввести налоговые каникулы для новых бизнесов (36% опрошенных).

Предложения от предпринимателей к российским властям можно объединить в три основных блока: 1) финансовая поддержка предпринимательства: снижение налогов (36%), снижение ставок по кредитам (12%), поддержка и субсидии (7%); 2) административное регулирование: упрощение отчетности/бюрократии (10%), независимый суд (7%) и сокращение проверок (5%); 3) образовательная и консультационная поддержка предпринимателей: введение предмета «Предпринимательство» в школах и вузах (5%), образовательные программы и консультации для предпринимателей (по 5%) и др.

Роль бизнеса в целом в нашем обществе оценивается положительно: три четверти граждан (74%) говорят, что деятельность предпринимателей идет на пользу людям. Основную пользу от бизнеса россияне видят в увеличении занятости населения путем создания рабочих мест (28%), а также пополнении государственного бюджета (13%), повышении доступности (12%) и ассортимента товаров и услуг (10%).   

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07