МОСКВА, 24 декабря 2007 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как, по мнению предпринимателей, относится к ним население страны, какие формы участия бизнеса в решении социальных проблем являются наиболее важными, с точки зрения предпринимателей и населения.
В целом мнение предпринимателей об отношении к ним населения можно оценить как «среднее, скорее со знаком минус». Средние и близкие к ним оценки аккумулируют до 76% голосов (в том числе 23% - с некоторым уклоном к отрицательному и 19% - к положительному полюсу оценок). Откровенно критических отзывов о том, как население относится к предпринимателям, несколько больше, чем ответов «очень хорошо» и близких к ним (+9%, -13%).
В своих объяснениях причин неприязненного отношения части населения к бизнесу предприниматели во многом расходятся с самим населением. Во-первых, они в целом оказались заметно более активны в поисках этих причин - общее число выбранных ими ответов заметно выше аналогичного показателя среди населения (304% и 243%, при том, что на вопрос можно было дать до 4 ответов). Во-вторых, предприниматели гораздо чаще, чем граждане, видят главную причину недопонимания между бизнесом и населением в зависти (47% при 24% среди простых граждан) и неосведомленности (28% и 14%). Часто «списывая» вину за ситуацию на граждан, их недомыслие, бизнесмены, тем не менее, в большей степени, чем население, понимают важность социального фактора - большого разрыва в уровне жизни групп и слоев населения (64% и 49%). Несмотря на это россияне часто упрекают бизнес за отсутствие ответственности (27% при 22% среди предпринимателей).
Мнения, что все крупные состояния в нашей стране нажиты нечестным путем, придерживается не только население (72%), но и большинство самих предпринимателей (56%). Не согласны с тем, кто все крупные капиталы в России имеют «темное прошлое», только 21% предпринимателей и еще меньше (8%) граждан.
Опрос 1200 российских предпринимателей (владельцев и топ-менеджеров частных компаний) проведён в сентябре - октябре 2007 г. в 40 субъектах Российской Федерации. Выборка репрезентирует предпринимательское сообщество по отраслевой принадлежности (по трём макроотраслям - промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) пропорционально их доле в экономике страны и по «крупности» предприятий (по числу занятых).