Аналитический обзор
Фото:
Политика

Праймериз «Единой России»: новые данные

Уровень информированности о праймериз «Единой России» высок, как и поддержка самой идеи проведения предварительного внутрипартийного голосования.
Фото:
Коротко о главном
  • Поддержка идеи праймериз звучит от избирателей всех парламентских партий
  • Очень высокий уровень осведомленности о праймериз в Дмитровском, Одинцовском ОИО Московской области, Арсеньевском ОИО Приморского края
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Поддержка идеи праймериз звучит от избирателей всех парламентских партий
  • Очень высокий уровень осведомленности о праймериз в Дмитровском, Одинцовском ОИО Московской области, Арсеньевском ОИО Приморского края

МОСКВА, 21 мая 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Институтом социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ) представляет данные опросов в преддверии праймериз «Единой России».

Особенности методологии исследования

Структура опросного инструментария предполагала определение отношения респондентов к предварительному голосованию в два этапа. На первом этапе выявлялась их информированность о предстоящем голосовании и желание принять участие в нем. На втором этапе, респондентам, которые заявляли о готовности принять участие в голосовании, задавались вопросы об отношении к участникам предварительного голосования: определялся их уровень известности, положительного и отрицательного отношения, а также - готовность проголосовать за них в ходе праймериз.

Электоральные рейтинги участников праймериз определены на основе ответов тех респондентов, которые заявили о намерениях участвовать в праймериз. Однако, как и на основных выборах, величина и структура явки на праймериз может отличаться от декларируемой в ходе соцопросов. Поэтому задача каждого из претендентов 22 мая – конвертировать свою декларируемую поддержку в фактический приход сторонников на участки предварительного голосования. Кроме того, на праймериз избиратели смогут отдать голоса сразу нескольким кандидатам - тогда как в ходе опросов, как правило, респондентам предлагается указать только один, наиболее предпочитаемый выбор.

Общие тенденции

Доля информированных респондентов (правильно называют дату предварительного голосования и суть праймериз) примерно соответствует целевым ориентирам партии по активности избирателей на праймериз (в среднем это интервал от 8% до 15%, ранее партия объявляла о планах отпечатать бюллетени на 10-15% избирателей). То есть за неделю до даты ПГ в большинстве исследованных округов партия сформировала то ядро осведомленных избирателей, на которое изначально рассчитывала при планировании кампании праймериз.

Очень высокий уровень осведомленности о праймериз (32% правильно раскрывают смысл процедуры, 36% осведомлены о дате праймериз) – в Дмитровском ОИО Московской области, где активную кампанию ведут федеральный «тяжеловес» И. Роднина и известный местный политик Б. Надеждин.

Повышен этот показатель еще в одном сложном подмосковном округе - Одинцовском ОИО (24%), а также, например, в Арсеньевском ОИО Приморского края (30%), отличающемся крайне конкурентной кампанией.

В таких и им подобных округах, где интенсивность кампании и предвыборной борьбы существенна, в принципе можно ожидать повышенной явки на праймериз по сравнению со средней по региону и стране.

Доля положительных оценок самой идеи открытых праймериз как предварительного отбора кандидатов разных партий на выборы в основном лежит в интервале 35-45% опрошенных (включая и тех, кто не собирается идти на праймериз «Единой России»). Наоборот, доля отрицательно воспринимающих идею предварительных выборов незначительна.

Эти данные, равно как и результаты фокус-групповых исследований в разных регионах, свидетельствуют о том, что в обществе существует запрос к партиям на то, чтобы процесс согласования партийных кандидатов на выборы разных уровней переводился из «кулуарного» (непрозрачного) режима в публичный и конкурентный формат. Причем поддержка идеи праймериз звучит от избирателей всех парламентских партий, включая и КПРФ, а не только «Единой России».  Например, в Шелеховском округе №95 (Иркутская область, где губернатором является представитель КПРФ) 34% сторонников КПРФ положительно отнеслись к идее праймериз, и только 14% - отрицательно. В Карелии, где позиции КПРФ, наоборот, слабы, 46% сторонников коммунистов поддержали идею праймериз.

Данные по отдельным округам и регионам

Иркутская область

По оценкам экспертов и СМИ, кампания предварительного голосования в Шелеховском ОИО №95 стала одной из наиболее напряженных среди четырех округов Иркутской области после того, как штаб депутата Заксобрания Тимура Сагдеева организовал информационную кампанию против действующего депутата Госдумы Сергея Тена.

Однако, судя по опросам, информационные атаки на конкурента пока не помогли Тимуру Сагдееву в борьбе за симпатии потенциальных избирателей. Накануне 22 мая Тен – явный лидер праймериз в округе. Его электоральный рейтинг среди потенциальных участников праймериз – 43%. Тену доверяют 34%, не доверяют лишь 3% опрошенных.

Сагдеев гораздо менее известен избирателям округа (лишь 35% узнаваемости против 70% у Тена), а его электоральный рейтинг среди готовых прийти на праймериз – около 10%.

Калининградская область

Праймериз в Калининградском ОИО №97 – одни из наиболее конкурентных и непредсказуемых, с равными шансами кандидатов на победу. Рейтинг действующего депутата ГД Андрея Колесника – 21% готовых прийти на праймериз. Депутата горсовета Александра Пятикопа (провел наиболее громкую и отчасти скандальную кампанию) поддерживают 18%. Бывшего вице-губернатора Евгения Морозова – только 15%.

При этом Андрей Колесник является лидером и в борьбе за право возглавить список «Единой России» по области.

В свою очередь, в Центральном ОИО №98 выделился явный лидер – вице-премьер областного правительства Алексей Силанов (30% потенциальных участников праймериз). Ближайший соперник депутат горсовета Калининграда и гендиректор компании «БалтАвтоЛайн» Сергей Донских имеет рейтинг лишь 10%. Основатель компании «Инфамед», депутат Калининградской областной думы Андрей Горохов – только 7%.

Московская область

Очень высокий уровень осведомленности о праймериз (32% правильно раскрывают смысл процедуры, 36% осведомлены о дате праймериз) – в Дмитровском ОИО Московской области, где активную кампанию ведут федеральный тяжеловес И. Роднина и известный в регионе политик Б. Надеждин. Здесь можно ожидать повышенной явки избирателей по сравнению со средней по региону и стране.

Ирина Роднина – безоговорочный фаворит и праймериз, и основных выборов. Она имеет очень высокий уровень доверия (55%) и во внутрипартийном голосовании с 40% голосов потенциальных участников праймериз опережает Бориса Надеждина (12%), депутата Мособлдумы, топ-менеджера «Московского речного пароходства» Андрея Косыгина (8%) и гендиректора баскетбольного центра Московской области Татьяну Аратову (5%).

Надеждин был бы достаточно перспективным кандидатом, не баллотируйся в его округе сверхпопулярная Роднина. Его уровень доверия – 26%, знают о нем 46% активных избирателей округа. Но против Надеждина также играет его оппозиционный имидж прошлых лет. Среди готовых прийти на праймериз сторонников «Единой России», которые составят основную массу участников праймериз, рейтинг Надеждина – лишь 7% (у Родниной – 51%). А больше всего симпатизируют Надеждину избиратели «Справедливой России» (среди них его рейтинг - 30%).

 

Ставропольский край

В Кавминводском ОИО №67 – наиболее статусный и представительный состав участников предварительного голосования, за право выдвижения спорят сразу три действующих депутата Госдумы.

Однако исход кампании выглядит довольно очевидным в пользу «местного» депутата, регулярно работавшего в регионе на протяжении всего созыва. Рейтинг Ольги Казаковой (один из представителей ОНФ) – 27%, ее агитация наиболее заметна избирателям.

Казакова уверенно опережает депутата Госдумы Юрия Васильева (10%). А еще один депутат Госдумы Михаил Маркелов и вовсе делит четвертое-пятое место с Андреем Задковым, председателем думы города Ессентуки (по 3%). Их обоих опережает депутат Думы Ставропольского края Александр Шарабок (8%). Именно Шарабок ведет вторую по активности избирательную кампанию после Казаковой, его агитматериалы встречались 9% опрошенных.

Карелия

В Карелии, где на праймериз выдвинулись сразу несколько реальных претендентов, ситуация накануне дня предварительного голосования похожа на ситуацию в Дмитровском округе Подмосковья.

Действующий депутат Госдумы, региональный «тяжеловес» Валентина Пивненко сумела выстроить кампанию по референдумному типу и уверенно лидирует в борьбе за право выдвижения от «Единой России» (39%). Уважаемый в республике врач, депутат Заксобрания Элиссан Шандалович набирает 18% голосов. Остальные кандидаты (олимпийская чемпионка по лыжам и депутат Заксобрания Евгения Медведева, директор ГТРК Карелии Лариса Жданова, глава исполкома ОНФ Анна Лопаткина) получают от 3% до 6%.

Особенность выборов в Карелии в том, что с учетом численности избирателей и рейтинга «Единой России» регион может не получить проходного места по партсписку «Единой России». Поэтому кандидатам приходится делать ставку именно на кампанию по одномандатному округу.

Приморский край

В сложном для правящей партии Владивостокском ОИО №62 опрос выявил значимый фактор «темной лошадки» - кандидата из числа новых лиц-общественников, который на старте праймериз не рассматривался как претендент на высокий результат. Фаворитами праймериз в округе изначально считались депутат Заксобрания Сергей Сопчук и лидер краевой «Опоры России», предприниматель Константин Богданенко.

Сопчук действительно лидирует в предпочтениях потенциальных участников праймериз – 22%. Но серьезную конкуренцию ему по рейтингам составляет «социальный кандидат» - руководитель "Совета многодетных родителей" Приморского края Ирина Медведева (17%, а среди сторонников «Единой России» запрос на поддержку Медведевой как «нового лица» еще более выражен – 22%). Константин Богданенко же заметно отстает – только 13% респондентов, готовых прийти на праймериз, намерены отдать ему свои голоса.

Запрос приморских избирателей к «Единой России» на обновление усматривается и в распределении симпатий между претендентами на лидерство в списке. Действующего депутата Госдумы Виктора Пинского хотели бы видеть во главе партсписка пока только 5% потенциальных участников праймериз в регионе. Поддержка депутата Госдумы Эльмиры Глубоковской как кандидата в список «Единой России» - 4%. В борьбе за место в списке Пинского пока опережают «социальный кандидат» - Ефим Звеняцкий, художественный руководитель Приморского драматического театра (10% заинтересованных респондентов, хотя он не ведет активной кампании) и лидер «Опоры России» Константин Богданенко (6%). Тем не менее, исход конкуренции за списочный мандат от «Единой России» по Приморскому краю неясен, поскольку целых 55% потенциальных участников праймериз еще не до конца определились с выбором фаворита по списку, уделяя основное внимание именно кандидатам и их борьбе в одномандатных округах

Санкт-Петербург

По сравнению с другими исследованными регионами, праймериз в Санкт-Петербурге в меньше степени интересуют избирателей даже в тех округах, где сложилась реальная конкурентная ситуация (Западный ОИО №212). Лишь 9% опрошенных смогли правильно назвать дату предварительного голосования (в других регионах – до 15% и больше). Декларируемое участие в праймериз – только 16%, причем «точно примут участие» не более 7% избирателей.

В таких условиях в Западном ОИО №212 исход предварительного голосования будет зависеть от способности обоих депутатов ГосдумыСергея Вострецова (рейтинг среди потенциальных участников праймериз 9%) и Марии Максаковой-Игенбергс (рейтинг 10%) – мобилизовать на участки своих ядерных сторонников. По экспертным оценкам, больше шансов на это у Вострецова: он работает на территориях округа с осени 2015 года, делая ставку на личные встречи с избирателями, а среди сторонников «Единой России», в первую очередь собирающихся на праймериз, его рейтинг выше, чем у конкурента (15%). «Темная лошадка» праймериз, по результатам проведенного опроса, – «социальный кандидат», директор лицея №369 Константин Тхостов (рейтинг 8%, несмотря на отсутствие сверхактивной кампании с его стороны).

Методология опроса:

Инициативный опрос ВЦИОМ проведен 11 - 15 мая 2016 г. Объем выборки по одному округу составляет 1000 респондентов. Выборка репрезентирует население каждого избирательного округа в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта.

Метод опроса в избирательных округах № 118 (Московская область), 122 (Московская область), 212 (Санкт-Петербург) - личные формализованные интервью по месту жительства респондента.

Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Метод опроса в избирательных округах № 17 (Республика Карелия) и № 97 (Калининградская область) – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. База телефонных номеров   построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории соответствующего субъекта РФ.  Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.   Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Метод опроса в избирательных округах № 62 (Приморский край), № 64 (Приморский край), № 67 (Ставропольский край), № 95 (Иркутская область), №98 (Калининградская область) - комбинированный: 50% респондентов опрошена методом личных формализованных интервью по месту жительства респондента, 50% - в ходе телефонных интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07