МОСКВА, 20 января 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, к каким мерам экономии в связи с кризисом прибегают россияне.
Кризисный год оказал определенное влияние на потребительское поведение россиян. Так, доля тех, кто сообщает, что больше шести месяцев покупает менее дорогостоящие товары, чем ранее, в декабре составила 34% (против 22% в январе). Об этом говорят, в первую очередь, пожилые люди (44%) и респонденты с доходом ниже среднего (42%). Еще 18% сказали, что делают это в течение полугода и 7% - в течение месяца. При этом практически неизменной осталась доля тех, кто не прибегает к подобной мере экономии (38% в январе и 37% в декабре 2015 г.).
Также заметно больше стало тех, кто говорит, что уже более шести месяцев покупает реже или отказывает себе в приобретении тех или иных вещей, оплате развлечений (с 21% в январе до 35% в сентябре). В ходе последнего опроса еще 20% сказали, что делают это последние полгода, 8% - начали делать в последний месяц (заметно меньше, чем в январе – 23%). При этом неизменной осталась доля тех, кто не ущемляет себя в приобретении товаров и услуг – 34% респондентов в январе и 35% в декабре.
Иные методы приспособления к кризису практикует меньшая часть наших сограждан. Так, суммарная доля тех, кто запасает продукты впрок, в декабре составила 32% (при этом доля тех, кто этого в принципе не делает, выросла с 56% до 64%), тех, кто выращивает больше, чем ранее, овощей и фруктов на своем участке – 33%. Более высокооплачиваемую работу или приработок ищут 33%. Около четверти тратят сбережения на повседневные расходы (26%), однако доля тех, кто не прибегает к подобной мере, за год увеличилась с 66% до 73%. 24% занимают в долг у знакомых. Каждый пятый принимает безвозмездную помощь от близких (20%) и/или берет кредит в банке (20%). Лишь 9% делают накопления в валюте, и 5% продают ценное имущество.
Согласно анализу компании «Медиалогия», тема «кризис» в российских СМИ в 2015 году упоминалась более 800 тыс. раз. «Пик» упоминаемости темы приходится на февраль (86 тыс. сообщений) и декабрь (86 тыс. сообщений). В феврале СМИ сообщали о сокращении зарплат госслужащим, проблемах с ипотекой, а также социальной политике. В декабре СМИ сообщали о падении цен на нефть, а также политики, бизнесмены и экономисты делали прогнозы относительно развития страны.
Олег Чернозуб, руководитель Отдела Мониторинговых исследований ВЦИОМ: «Важнейшим проявлением любого экономического кризиса является падение спроса со стороны населения. Люди перестают покупать привычные товары - предприятия не могут продать произведённое – следуют увольнение работников или задержки зарплат – спрос сокращается в ещё большей степени. В России резкое (на 30%) падение розничного товарооборота произошло в январе 2015 года. Исследования ВЦИОМ рисуют примерно такую же картину: в конце 2015 года две трети населения пытаются приспособиться к кризису тем, что покупают более дешёвые товары, либо вообще отказываются от покупки товаров не самой первой необходимости. Данная практика будет только расширятся: на это указывает сокращение доли тех, кто делает накопления, и, напротив, - расширение практики заимствований и увеличение производства продуктов в личном подсобном хозяйстве. Дело в том, что на горизонте полугода – года все эти процессы с необходимостью приведут к дальнейшему сужению спроса, так как накопления буду «проедены», настанет пора отдавать долги, а по крайней мере часть товарного рынка будет замещена продукцией натурального хозяйства».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 декабря 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 30 100 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь – декабрь 2015 года.
Обращаем Ваше внимание:
При использовании материалов сайта <link http: www.wciom.ru>
или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.
При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов системы «Медиалогия» в СМИ должна быть указана ссылка на компанию «<link http: www.mlg.ru>Медиалогия».