МОСКВА, 10 февраля 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, на что россияне планируют потратить деньги в текущем году и как эти планы изменились по сравнению с докризисным периодом.
Среди потребительских планов россиян на 2009 год, как и в прошлом году, лидирует ремонт в квартире (22%). Второе и третье место по-прежнему занимают расходы на туристические путевки (9%) и обучение (8%). По 6% наших сограждан планируют купить в текущем году различные виды техники - мобильные телефоны, компьютеры, видеокамеры (или цифровые фотоаппараты). По 5% намерены потратиться на автомобиль или же на предметы роскоши (ювелирные украшения, антиквариат и т.д.). 4% россиян хотят купить мебельный гарнитур. В равной степени (по 3%) респонденты настроены как на крупные приобретения - квартира (дом), гараж, так и на покупку техники для дома - домашнего кинотеатра, аудио- или видеотехники, стиральной машины. Несколько реже россияне планируют приобрести цветной телевизор, электрическую плиту (газовую плиту, посудомоечную машину), спортивный тренажер или же полис добровольного медицинского страхования. Наконец, наименее популярными являются планы на покупку дачи (загородного дома), земельного участка, доли в строящемся доме, а также акций, пая в инвестиционном фонде, а также холодильника (по 1%).
По сравнению с прошлогодними планами, нынешние покупательские амбиции россиян выглядят более скромно. Наиболее резко сократились планируемые траты на обучение (с 12% в прошлом году до 8% в 2009-м) и на турпутевку (с 12 до 9%). Несколько реже люди стали планировать сделать ремонт в квартире (22% против 24% в 2008 г.), купить компьютер (6% против 8%), квартиру, дом (3% против 5%), загородный дом, дачу, коттедж (1% против 3%), долю в строящемся доме (1% против 3%).
Однако снижается и доля тех, кто не имеет тех или иных товаров или предметов и не планирует обзаводиться ими в текущем году. Так, с 66% в 2008 году до 60% в текущем году уменьшилось количество тех, у кого нет дачи или загородного дома и кто не намерен его приобретать. Аналогично, снизилась доля и тех, кто не имеет и не планирует покупать автомобиль (с 55% до 50%), гараж (с 60% до 56%), предметы роскоши (с 68% до 55%), компьютер (с 51% до 43%), домашний кинотеатр (с 76% до 70%), видеокамеру или цифровой фотоаппарат (с 60% до 55%), мобильный телефон (с 24% до 20%), мебельный гарнитур (с 37% до 32%), акции (с 92% до 87%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.