МОСКВА, 29 мая 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне восприняли Послание Президента РФ Федеральному Собранию.
Россияне с большим интересом следили за выступлением президента с очередным посланием Федеральному Собранию. Более 60% опрошенных знакомы с содержанием послания. Как показало исследование, создание условий и стимулов для роста рождаемости является второй по важности для страны задачей из числа поставленных в послании, (49% опрошенных включили её в число важнейших), уступая по степени актуальности лишь решительной борьбе с коррупцией (57%). В число самых важных задач входят также реализация национальных проектов в сфере жилья, сельского хозяйства, образования и здравоохранения (43%), а также повышение пенсий и других социальных льгот (41%).
Проблема укрепления безопасности страны, повышения мощи её вооружённых сил занимает пятое место с большим отрывом от первой «четвёрки» (17%). В этом же ряду и такие задачи, как достижение полной конвертируемости рубля (17%), повышение роли России в мире, укрепление её международного авторитета (16%), повышение уровня доверия граждан к институтам власти (15%), защита национальных интересов России в процессе мировой интеграции (15%), повышение социальной ответственности бизнеса и власти (13%), ускоренное развитие транспортных и информационных коммуникаций (13%), технологическое переоснащение энергетики (11%).
Демографическую ситуацию в стране называют как наиболее важную для себя лично проблему 53% россиян. Все остальные темы послания намного уступают по резонансу демографической. Так, коррупцию – самую важную, по оценкам респондентов, тему для страны в целом – важной для себя лично посчитали 16% опрошенных. Проблемы армии и обороноспособности волнуют также 16% респондентов. Отмечают опрошенные и важность для себя таких вопросов, как забота о пенсионерах (14%), проблемы жилья и жилищного хозяйства (8%), реализация национальных проектов (4%), социальная защита населения (4%), повышение благосостояния россиян (4%).
Часть респондентов отмечают, что они не получили из послания должной информации по проблемам социальной защиты (льгот и пенсий и т. п.), а также по вопросам повышения уровня жизни населения. Большинство же сочли, что всё, что хотели, они услышали и соответственно затруднились с определением тем, которые они, может быть, хотели услышать, но не услышали.
В восприятии россиян послания президента носят знаковый для определения вектора страны характер. Относительное большинство (34%), полагает, что главным адресатом послания является Правительство России – именно оно должно решать поставленные в послании конкретные задачи. Считают, что послание определяет социальный и политический курс страны, 19% россиян (среди москвичей и петербуржцев – 33%). Ещё 22% опрошенных воспринимают послание как способ привлечь внимание общества и властных структур к наиболее актуальным проблемам в жизни страны. И только для 20% респондентов послание – лишь пустая формальность, ритуал, который вряд ли может привести к каким-либо значимым практическим результатам. Среди тех, кто деятельность президента не одобряет, картина обратная: 46% считают, что ежегодные послания – это формальность, и лишь 6% полагают, что они определяют приоритетные направления развития страны.
Относительно возможных практических результатов посланий, их реализации россияне демонстрируют сдержанный оптимизм. Лишь 7% опрошенных уверены, что послания в целом выполняются. Им возражают 26% респондентов, которые утверждают, что послания практически не выполняются. Большинство же опрошенных (63%) считают, что послания выполняются частично. Среди тех респондентов, кто не одобряет деятельность президента, каждый второй (51%) полагает, что задачи, поставленные в посланиях, практически не выполняются.
При сравнении нынешнего послания с пятью ранее прозвучавшими от президента В. Путина оно безусловно выигрывает в яркости и конкретности. Так, 28% опрошенных считают, что послание 2006 г. существенно сильнее и интереснее прежних; 15% полагают, что оно не лучше, но и не хуже прежних; и только 2% уверены, что последнее послание слабее, менее значительное и интересное, чем другие послания. Остальные респонденты либо не помнят предыдущих посланий (44%), либо затрудняются их сравнить (11%). На жителей Москвы и Санкт-Петербурга последнее послание президента произвело особенно сильное впечатление – среди них 47% сочли его самым сильным и интересным.