МОСКВА, 12 июля 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, где россияне обычно приобретают газеты, какую прессу предпочитают и к каким темам публикаций проявляют наибольший интерес.
Каждый второй россиянин (53%) обычно покупает газеты в розничной продаже, только 28% их выписывают. Реже респонденты читают бесплатно распространяемые издания (13%), берут газеты у соседей, друзей (11%), слушают обзоры прессы по радио (9%). Среди опрошенных от 60 лет и старше 38% выписывают газеты, 33% покупают в рознице, в остальных возрастных группах самый распространенный способ приобретения газет – их покупка (55–61%). Читают газеты в Интернете 13% респондентов 18–24 лет и не более 4% опрошенных в группах от 25 лет и старше. Радиообзоры газет особенно популярны среди москвичей и петербуржцев (25%, в других населенных пунктах их слушают 6–9%).
Лидер рейтинга читаемых газет – местные газеты общественно-политического характера. Доля читателей этого вида прессы осталась неизменной с 2002 г. – 35%. Зато за три года резко сократилась (с 38 до 30%) доля россиян, предпочитающих общероссийские общественно-политические еженедельники («Аргументы и факты», «Литературную газету, «Московские новости» и т. п.). Доля читателей ежедневных газет общественно-политической направленности (таких, как «Известия», «Труд» и пр.), напротив, увеличилась с 12 до 18%. Возрос интерес и к рекламным изданиям, центральным и местным (с 19 до 24%). Аудитория развлекательной прессы (новости, сенсации, скандалы) остается на уровне 24–25%. Читатели эротических газет составляют 2–4%. Каждый пятый россиянин (21%) в настоящее время, как и три года назад, газет практически не читает.
Более всех прочих тем в прессе россиян интересуют бытовые и полезные советы (45%), материалы на общественно-политические темы (42%) и криминальная хроника (35%). За ними следуют программа телепередач (22%), светская жизнь (15%), финансы и экономика, спорт (по 13%), культура и искусство (11%), реклама (8%). Мужчины чаще женщин отдают предпочтение общественно-политическим темам (48 против 38%), криминалу (40 и 30%), спорту (24 и 3%). Женщин больше интересуют бытовые темы и полезные советы (54 против 34%), светская жизнь и развлечения (19 и 10%), культура и искусство (14 и 8%). Молодежь 18–24 лет в гораздо большей мере, чем пенсионеры, интересуется криминальной хроникой (40 против 23%), светской жизнью и развлечениями (32 против 5%), спортом (25 против 3%), рекламой (14 против 1%). Зато молодых заметно меньше привлекают «бытовуха» (36 против 47%) и политика (29 против 49%).