Аналитический обзор
Фото: Zuma\TASS
Экономика

Покупки в интернете: доверие против мошенничества

Более четверти опрошенных россиян за последнее время сталкивались с мошенничеством при покупках в интернете.
Фото:
Коротко о главном
  • Опыт совершения онлайн-покупок имеют 62% россиян, чаще — молодежь 18-24 лет (87%).
  • Более половины наших сограждан, приобретавших товары и услуги через интернет, стали делать это чаще за последние один-два года (55%).
  • С обманом при совершении покупок через интернет сталкивались 29% россиян, имеющих опыт приобретения товаров и услуг онлайн.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Опыт совершения онлайн-покупок имеют 62% россиян, чаще — молодежь 18-24 лет (87%).
  • Более половины наших сограждан, приобретавших товары и услуги через интернет, стали делать это чаще за последние один-два года (55%).
  • С обманом при совершении покупок через интернет сталкивались 29% россиян, имеющих опыт приобретения товаров и услуг онлайн.

МОСКВА, 16 марта 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященные опыту совершения покупок в интернете среди россиян, а также распространенности интернет-мошенничества.

Аудитория интернет-магазинов

Опыт совершения онлайн-покупок имеют 62% россиян. Чаще всего товары и услуги через интернет приобретают молодые люди 18-24 лет (87%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (85%) и россияне с высшим и неоконченным высшим образованием (78%). Доля онлайн-покупателей также выше среди тех, кто практически ежедневно пользуется интернетом (75%).

Более половины россиян, имеющих опыт приобретения товаров и услуг через интернет, стали чаще совершать онлайн-покупки за последние один-два года (55%). Делать интернет-заказы реже стали 15% опрошенных. Еще у 29% наших сограждан частота совершения онлайн-покупок за последние годы не изменилась.

В первую очередь спрос вырос среди молодежи 18-24 лет (74%). Россияне 60 лет и старше, напротив, чаще представителей других возрастных групп сообщали, что число интернет-покупок у них осталось на прежнем уровне (35%) или вовсе снизилось (27%). Отрицательная динамика отмечается и среди жителей городов с населением до 100 тыс. человек и сел — каждый пятый сообщил, что стал реже покупать в интернете (по 20%), в то время как среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга и городов-миллионников таких лишь по 8%.

Чаще пользоваться услугами интернет-магазинов стали скорее женщины (61% vs 47% среди мужчин). Почти каждый третий мужчина совершает покупки онлайн так же, как и раньше, а среди женщин — каждая четвертая (35% и 24% соответственно).

Жертвы интернет-мошенников

С обманом при совершении покупок через интернет сталкивались 29% россиян, имеющих опыт приобретения товаров и услуг онлайн. Каждый пятый становился жертвой интернет-мошенников лишь единожды (20%). Еще 8% опрошенных редко попадались на уловки мошенников.

Наиболее уязвимой группой стали россияне 60 лет и старше — они заметно чаще представителей других возрастных групп признавались в том, что их обманывали в интернете (38%).

Сообщили, что их никогда не обманывали при совершении онлайн-покупок, 71% опрошенных. Наиболее осмотрительными оказались жители городов-миллионников — среди них этот показатель составляет 78%.

Кто остался в офлайне?

Никогда не приобретали товары и услуги онлайн 38% россиян. В первую очередь это характерно для граждан, которые пользуются интернетом эпизодически или не пользуются им совсем (87%). Несвойственно делать заказы через интернет и представителям старшего поколения (63%): чем старше опрошенные, тем выше среди них доля тех, у кого этот опыт отсутствует.

Различия наблюдаются и по размеру населенного пункта: чем он меньше, тем чаще его жители сообщали, что они никогда не совершали покупки онлайн. Среди жителей сел этот показатель в четыре раза выше, чем среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (60% vs 15%).

6 марта 2022 г.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Скажите, пожалуйста, Вы лично товары или услуги через интернет, дистанционно когда-нибудь приобретали или не приобретали?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

 

Мужской

 

Женский

 

18-24 года

 

25-34 года

 

35-44 года

 

45-59 лет

 

60 лет и старше

Приобретал

62

61

63

87

79

76

59

37

Не приобретал

38

39

37

13

21

24

40

63

Затрудняюсь ответить

0

0

0

0

0

0

1

0

Скажите, за последние год-два Вы стали совершать покупки через интернет чаще, реже или так же, как и раньше?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто приобретал)

 

Все опрошенные

 

Мужской

 

Женский

 

18-24 года

 

25-34 года

 

35-44 года

 

45-59 лет

 

60 лет и старше

Скорее чаще

55

47

61

74

66

52

53

33

Скорее реже

15

16

13

7

7

16

14

27

Так же, как и раньше

29

35

24

18

26

30

31

35

Затрудняюсь ответить

1

2

2

1

1

2

2

5

Припомните, пожалуйста, Вас обманывали когда-нибудь при совершении покупок через интернет или не обманывали? Если обманывали, то как часто?

(закрытый вопрос, один ответ, от тех, кто приобретал)

 

Все опрошенные

 

Мужской

 

Женский

 

18-24 года

 

25-34 года

 

35-44 года

 

45-59 лет

 

60 лет и старше

Часто обманывали

1

1

1

0

0

0

2

1

Обманывали, но редко

8

11

6

7

10

8

5

10

Так было всего один раз

20

19

21

17

17

25

16

27

Никогда не обманывали

71

69

72

76

73

67

76

62

Затрудняюсь ответить

0

0

0

0

0

0

1

0

Степан Львов
Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ

«Интернет-покупки стали давно обыденностью, вместе с тем, обнаруживается определенная доля (до четверти) среди активных пользователей интернета, которые не пользуются данным видом услуг. Важно разобраться в этом явлении, что является причиной отказа – недоверие, разочарование, приверженность традиционным торговым сетям и магазинам, желание вживую осмотреть товар перед покупкой, технические причины… Понимание этих причин поможет скорректировать компаниям, осуществляющим интернет-торговлю, направление развития своего бизнеса и отрасли в целом».


07 августа 2022
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07