МОСКВА, 16 марта 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященные опыту совершения покупок в интернете среди россиян, а также распространенности интернет-мошенничества.
Аудитория интернет-магазинов
Опыт совершения онлайн-покупок имеют 62% россиян. Чаще всего товары и услуги через интернет приобретают молодые люди 18-24 лет (87%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (85%) и россияне с высшим и неоконченным высшим образованием (78%). Доля онлайн-покупателей также выше среди тех, кто практически ежедневно пользуется интернетом (75%).
Более половины россиян, имеющих опыт приобретения товаров и услуг через интернет, стали чаще совершать онлайн-покупки за последние один-два года (55%). Делать интернет-заказы реже стали 15% опрошенных. Еще у 29% наших сограждан частота совершения онлайн-покупок за последние годы не изменилась.
В первую очередь спрос вырос среди молодежи 18-24 лет (74%). Россияне 60 лет и старше, напротив, чаще представителей других возрастных групп сообщали, что число интернет-покупок у них осталось на прежнем уровне (35%) или вовсе снизилось (27%). Отрицательная динамика отмечается и среди жителей городов с населением до 100 тыс. человек и сел — каждый пятый сообщил, что стал реже покупать в интернете (по 20%), в то время как среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга и городов-миллионников таких лишь по 8%.
Чаще пользоваться услугами интернет-магазинов стали скорее женщины (61% vs 47% среди мужчин). Почти каждый третий мужчина совершает покупки онлайн так же, как и раньше, а среди женщин — каждая четвертая (35% и 24% соответственно).
Жертвы интернет-мошенников
С обманом при совершении покупок через интернет сталкивались 29% россиян, имеющих опыт приобретения товаров и услуг онлайн. Каждый пятый становился жертвой интернет-мошенников лишь единожды (20%). Еще 8% опрошенных редко попадались на уловки мошенников.
Наиболее уязвимой группой стали россияне 60 лет и старше — они заметно чаще представителей других возрастных групп признавались в том, что их обманывали в интернете (38%).
Сообщили, что их никогда не обманывали при совершении онлайн-покупок, 71% опрошенных. Наиболее осмотрительными оказались жители городов-миллионников — среди них этот показатель составляет 78%.
Кто остался в офлайне?
Никогда не приобретали товары и услуги онлайн 38% россиян. В первую очередь это характерно для граждан, которые пользуются интернетом эпизодически или не пользуются им совсем (87%). Несвойственно делать заказы через интернет и представителям старшего поколения (63%): чем старше опрошенные, тем выше среди них доля тех, у кого этот опыт отсутствует.
Различия наблюдаются и по размеру населенного пункта: чем он меньше, тем чаще его жители сообщали, что они никогда не совершали покупки онлайн. Среди жителей сел этот показатель в четыре раза выше, чем среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (60% vs 15%).
«Интернет-покупки стали давно обыденностью, вместе с тем, обнаруживается определенная доля (до четверти) среди активных пользователей интернета, которые не пользуются данным видом услуг. Важно разобраться в этом явлении, что является причиной отказа – недоверие, разочарование, приверженность традиционным торговым сетям и магазинам, желание вживую осмотреть товар перед покупкой, технические причины… Понимание этих причин поможет скорректировать компаниям, осуществляющим интернет-торговлю, направление развития своего бизнеса и отрасли в целом».