МОСКВА, 30 августа 2004 г. Перед началом нового учебного года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел анализ доступности среднего образования для рядовых россиян. Как выясняется, материальные затраты и поборы с родителей остаются высокими и вызывают беспокойство. Лишь 2% россиян, имеющим детей-школьников, удалось избежать дополнительных финансовых вложений.
Структура расходов на учебу оказалась весьма разнообразной. За последние пять лет за счет собственных средств во время обучения ребенка в средней общеобразовательной школе респондентам приходилось оплачивать: ремонт и техническое оснащение ее помещений, охрану школы, (38, 21 и 21% соответственно); приобретение учебно-методических материалов и школьной формы (32 и 17%); дополнительные занятия, причем по основным предметам (15%) и подарки учителям (31%). Лишь 2% опрошенных, у кого были школьники в семье, ничего такого не оплачивали.
По всем перечисленным «статьям» затраты респондентов, оценивающих свое материальное положение как хорошее, были выше, чем у средне и плохо материально обеспеченных. И это при том, что в хорошо обеспеченных семьях респондентов было меньше школьников за последние пять лет, чем в других группах опрошенных. У москвичей и петербуржцев, как правило, ниже расходы на учебно-методические материалы, ремонт и техническое оснащение помещений школы, но выше - на охрану школы и дополнительные занятия по основным предметам.
Сравнение данных этого опроса с результатами 2001 г. показало, что подавляющее большинство респондентов считали и считают, что учеба ребенка в школе сейчас требует больших средств, чем в те времена, когда опрошенные сами были школьниками. Такого мнения придерживается большинство опрошенных во всех группах респондентов. При этом рост материальных затрат женщины отмечают чаще мужчин (87 и 78% соответственно), в основном за счет того, что последние чаще «не в теме» (среди них 15% затруднились ответить, в то время как среди женщин - 10%).
Чем ниже в группе респондентов доходы, тем больше среди них тех, для кого увеличение затрат оказалось заметным (в диапазоне от 66% среди респондентов с душевыми доходами более 5001 рублей в месяц до 86% - с доходами менее 1500 рублей). Соответственно, наиболее обеспеченные опрошенные чаще других полагают, что расходы сохранились на прежнем уровне (16%, в то время как в группах с меньшими доходами так считают от 3 до 5%). Среди мнений по этому вопросу несколько выделяются ответы москвичей и петербужцев - они реже жителей других населенных пунктов отмечают увеличение расходов на учебу по сравнению с тем временем, когда сами учились в школе.
Критически оценивают родители школьников и нынешнюю учебную нагрузку своих детей. За последние пять лет от 44 до 47% респондентов полагают, что дети в современной российской школе перегружены. 29-32% опрошенных считают, что нагрузка у школьников нормальная. И лишь от 6 до 10% отмечают недостаточную нагрузку, поскольку школьная программа слабая, учителей не хватает и т. п.
Чрезмерную нагрузку чаще других респондентов отмечают женщины (48%, в то время как среди мужчин - 39%), а также опрошенные 25-34 и 35-44 лет. А вот молодежь 18-24 лет чаще других возрастных групп полагает, что нагрузка в школе нормальная (43%).
Нормальной эту нагрузку считают чаще других и респонденты с высшим образованием (40%, для сравнения: с начальным и средним образованием - 20 и 31% соответственно). Перегруженность школьников чаще отмечают опрошенные со средним образованием, а также жители средних и малых городов. Москвичи и петербуржцы чаще, чем жители других населенных пунктов, отмечают недостаточную нагрузку в школе (см. таблицу 3).