Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Образование

Поборы в школе и учебная нагрузка

Фото:
Коротко о главном
  • За последние пять лет за счет собственных средств во время обучения ребенка в средней общеобразовательной школе респондентам приходилось оплачивать: ремонт и техническое оснащение ее помещений, охрану школы, (38, 21 и 21% соответственно), приобретение учебно-методических материалов и школьной формы (32 и 17%), дополнительные занятия, причем по основным предметам (15%) и подарки учителям (31%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • За последние пять лет за счет собственных средств во время обучения ребенка в средней общеобразовательной школе респондентам приходилось оплачивать: ремонт и техническое оснащение ее помещений, охрану школы, (38, 21 и 21% соответственно), приобретение учебно-методических материалов и школьной формы (32 и 17%), дополнительные занятия, причем по основным предметам (15%) и подарки учителям (31%).

МОСКВА, 30 августа 2004 г. Перед началом нового учебного года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел анализ доступности среднего образования для рядовых россиян. Как выясняется, материальные затраты и поборы с родителей остаются высокими и вызывают беспокойство. Лишь 2% россиян, имеющим детей-школьников, удалось избежать дополнительных финансовых вложений.

Структура расходов на учебу оказалась весьма разнообразной. За последние пять лет за счет собственных средств во время обучения ребенка в средней общеобразовательной школе респондентам приходилось оплачивать: ремонт и техническое оснащение ее помещений, охрану школы, (38, 21 и 21% соответственно); приобретение учебно-методических материалов и школьной формы (32 и 17%); дополнительные занятия, причем по основным предметам (15%) и подарки учителям (31%). Лишь 2% опрошенных, у кого были школьники в семье, ничего такого не оплачивали.

По всем перечисленным «статьям» затраты респондентов, оценивающих свое материальное положение как хорошее, были выше, чем у средне и плохо материально обеспеченных. И это при том, что в хорошо обеспеченных семьях респондентов было меньше школьников за последние пять лет, чем в других группах опрошенных. У москвичей и петербуржцев, как правило, ниже расходы на учебно-методические материалы, ремонт и техническое оснащение помещений школы, но выше - на охрану школы и дополнительные занятия по основным предметам.

Сравнение данных этого опроса с результатами 2001 г. показало, что подавляющее большинство респондентов считали и считают, что учеба ребенка в школе сейчас требует больших средств, чем в те времена, когда опрошенные сами были школьниками. Такого мнения придерживается большинство опрошенных во всех группах респондентов. При этом рост материальных затрат женщины отмечают чаще мужчин (87 и 78% соответственно), в основном за счет того, что последние чаще «не в теме» (среди них 15% затруднились ответить, в то время как среди женщин - 10%).

Чем ниже в группе респондентов доходы, тем больше среди них тех, для кого увеличение затрат оказалось заметным (в диапазоне от 66% среди респондентов с душевыми доходами более 5001 рублей в месяц до 86% - с доходами менее 1500 рублей). Соответственно, наиболее обеспеченные опрошенные чаще других полагают, что расходы сохранились на прежнем уровне (16%, в то время как в группах с меньшими доходами так считают от 3 до 5%). Среди мнений по этому вопросу несколько выделяются ответы москвичей и петербужцев - они реже жителей других населенных пунктов отмечают увеличение расходов на учебу по сравнению с тем временем, когда сами учились в школе.

Критически оценивают родители школьников и нынешнюю учебную нагрузку своих детей. За последние пять лет от 44 до 47% респондентов полагают, что дети в современной российской школе перегружены. 29-32% опрошенных считают, что нагрузка у школьников нормальная. И лишь от 6 до 10% отмечают недостаточную нагрузку, поскольку школьная программа слабая, учителей не хватает и т. п.

Чрезмерную нагрузку чаще других респондентов отмечают женщины (48%, в то время как среди мужчин - 39%), а также опрошенные 25-34 и 35-44 лет. А вот молодежь 18-24 лет чаще других возрастных групп полагает, что нагрузка в школе нормальная (43%).

Нормальной эту нагрузку считают чаще других и респонденты с высшим образованием (40%, для сравнения: с начальным и средним образованием - 20 и 31% соответственно). Перегруженность школьников чаще отмечают опрошенные со средним образованием, а также жители средних и малых городов. Москвичи и петербуржцы чаще, чем жители других населенных пунктов, отмечают недостаточную нагрузку в школе (см. таблицу 3).

 

17-18 июля 2004 г.

Общероссийский опрос

Опрашивалось 1539 чел.Опрос проводили в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России.

интервью по месту жительства.

Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07