27 августа 2002 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса жителей Санкт —Петербурга.
Автор: ГОЛОВ А.А.
Многое подзабыто, но вспоминается. Согласно “Словарю живого великорусского языка” В. Даля, в нравах проявляются непосредственно “воля, любовь, милосердие, страсти”. Речь может идти и о нраве, характере отдельного человека, и о нравах — “житейских правилах, привычках, обычаях … целого народа, населения, племени”.
Есть нравы и в Санкт-Петербурге — нравы его населения, нравы петербуржцев. Очертить “петербургский характер”, замкнуть петербуржцев в себе — невозможно и ненужно. Петербург — часть России. Здесь уместнее, пожалуй, другое подзабытое выражение из того же источника — “нравственный быт”. (Про него сказано: “Нравственный быт человека важнее быта вещественного”). Нравственный быт Петербурга показателен, во многом, для всей современной России.
Петербургский опрос ВЦИОМ в июле с.г., (опрошены 1000 человек от 18 лет и старше) содержал серию из 12-ти вопросов с общей шапкой: “Когда Вы в последний раз…?” Далее назывались небезразличные для оценки нравов, нравственного быта чувства, события, действия. Как выяснилось, около половины петербуржцев практически ежедневно:
Беспокоятся, переживают за кого-нибудь (53%), поминают Бога, божатся, ссылаются на Бога (50%), смотрятся в зеркало, и нравятся себе (47%).
От любования собой к переживаниям за других
Практически ежедневно — сегодня или вчера — смотрятся в зеркало, и нравятся себе каждая вторая женщина (51%) и двое из пяти мужчин (43%). Но любуются собой, хотя бы изредка, далеко не все. Каждый третий мужчина уже не помнит, когда (18%) или никогда (13%) собой в зеркале не любовался. И то же самое — каждая пятая женщина (15% плюс 5%). Связано это, прежде всего, с возрастом. Чем человек становится старше, тем реже он собой любуется. Потом и забывает уже, когда в последний раз любовался. А может и вовсе разлюбить себя. Как еще объяснить, что число тех, кто говорит, что никогда себе не нравился, втрое больше среди тех, кому за пятьдесят (12%) в сравнении с теми, кому еще нет и тридцати (4%)?