Аналитический обзор
Фото:
Развлечения

ПЕРВОМАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Фото:
Коротко о главном
  • В ходе опроса ВЦИОМ, проведенного 22-23 апреля, более половины опрошенных россиян (62%) заявили, что Первое Мая для них – дополнительная возможность отдохнуть, хорошо провести время. Тех, же, кто хотел бы вернуть Первомаю его первоначальную «классовую суть» и видят его днем борьбы трудящихся за свои права, сравнительно немного – 12%.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • В ходе опроса ВЦИОМ, проведенного 22-23 апреля, более половины опрошенных россиян (62%) заявили, что Первое Мая для них – дополнительная возможность отдохнуть, хорошо провести время. Тех, же, кто хотел бы вернуть Первомаю его первоначальную «классовую суть» и видят его днем борьбы трудящихся за свои права, сравнительно немного – 12%.

МОСКВА, 28 апреля 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные, характеризующие отношения россиян к государственным праздникам.

Некогда Международный день солидарности трудящихся, а ныне День Весны и Труда постепенно утрачивает свое «классовое» содержание, превращаясь в дополнительный выходной день.

В ходе опроса ВЦИОМ, проведенного 22-23 апреля, более половины опрошенных россиян (62%) заявили, что Первое Мая для них – дополнительная возможность отдохнуть, хорошо провести время. Тех, же, кто хотел бы вернуть Первомаю его первоначальную «классовую суть» и видят его днем борьбы трудящихся за свои права, сравнительно немного – 12%. Несколько больше тех, кто ностальгирует по советским временам и массовым первомайским гуляниям, рассматривая этот день как праздник труда и социального мира - 23%.

Причем оценки россиянами характера праздника существенно разняться у представителей различных возрастов. Так, классовый характер праздника отмечают, прежде всего, представители самой старшей возрастной группы (22%), они же хотели бы вернуть ему «советский формат» - 32%. А вот более молодые граждане видят в нем дополнительную возможность отдохнуть (76%).

О потере праздником своего изначально идеологического характера, а также постепенной утрате советской традиции в этот день ходить на демонстрации свидетельствует и то, что лишь 4% россиян заявили о своей готовности 1 мая выйти на улицу, принять участие в митингах и первомайских демонстрациях. Подавляющее же большинство опрошенных намериваются посвятить выходные своей семье и детям (24%), пойти в гости (18%) или отправится на приусадебный участок (17%). 9% россиян не собираются праздновать Первое мая вовсе. Причем, в прошлом году россияне собирались провести первомайские праздники примерно также.

О готовности следовать советским первомайским традициям заявляют, в первую очередь, сторонники КПРФ 11% из их числа собираются принят участие в демонстрациях. Тогда как доля, намеривающих манифестировать среди сторонников «Единой России» составляет 3%, ЛДПР и «Родины» - 5% соответственно.

В современном российском обществе, как известно, много самых разнообразных праздников, что называется, «на любой вкус». И первое мая, как показал опрос, далеко не самый любимый. Самыми же любимыми и важными праздникам россияне называют далекие от политики и идеологии Новый год (82%) и День Победы (41%).

Показательно, что при отсутствии юридически закрепленной в России государственной религии, весьма востребованы религиозные праздники: Пасха и Рождество Христово (35 и 26% соответственно). При этом Курбан-байрам был отмечен лишь 4% россиян.

Из советских праздников по-прежнему относительно высоко котируются лишь женский день 8 марта (31%) и ставший по сути праздником мужчин 23 февраля (18%). Другие же праздники, особенно идеологически окрашенные, постепенно уходят. Лишь 9% как наиболее важный отметили Первомай, еще меньше – годовщину Октябрьской революции – 3%.

Также не пользуются большой популяроностью праздники «новой России»: День России отметили 2%, День народного единства – 1%.

У представителей различных возрастные групп российского общества различные праздники востребованы по-разному. Причем, если российская молодежь выделяет, прежде всего, Новый год, 8 марта и 23 февраля, то старшее поколение, чаще, чем представители других возрастных групп, отмечают, с одной стороны, Пасху и Рождество, а с другой – 1 мая и 7 ноября.

Обращает на себя внимание и то, что День Победы, будучи праздником всех россиян, тем не менее для современной молодежи уже не столь дорог, как для представителей старшего поколения. В этой группе его отметили 33% россиян, тогда как среди представителей старших возрастных групп - 58%.

Несмотря на то, что праздников в России становится все больше, наши сограждане не склонны отказываться от них. Об этом заявили более половины опрошенных россиян (58%), которые, даже, несмотря на неприятие некоторых праздников, рассматривают их как дополнительный выходной день.

Та часть россиян, которая готова отказаться от тех или иных праздников, чаще других называет День народного единства (15%). Для 8% утратил свою актуальность 7 ноября, для 6% - День России (12 июня).

Большее неприятие «нововведенных» праздников 4 ноября и 12 июня демонстрируют, прежде всего, представители старшего поколения (9 и 18% соответственно).

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07