Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Политика

Патриотизм: мониторинг

Быть патриотом - значит работать на благо своей страны, защищать ее и говорить о ней правду, как бы ни было тяжело, считают россияне.
Фото:
Коротко о главном
  • 91% россиян называют себя патриотами.
  • 48% наших сограждан считают, что «быть патриотом» – значит работать и действовать во благо/ для процветания страны; 38% выбрали вариант «защищать свою страну от любых нападок и обвинений».
  • Любовь к Родине для россиян означает любовь к семье, близким (16%), место, где родился (15%) и заботу о людях, взаимопомощь и взаимопонимание (10%). 
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 91% россиян называют себя патриотами.
  • 48% наших сограждан считают, что «быть патриотом» – значит работать и действовать во благо/ для процветания страны; 38% выбрали вариант «защищать свою страну от любых нападок и обвинений».
  • Любовь к Родине для россиян означает любовь к семье, близким (16%), место, где родился (15%) и заботу о людях, взаимопомощь и взаимопонимание (10%). 

МОСКВА, 11 апреля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные мониторингового исследования, посвященного восприятию россиянами патриотизма.

Быть патриотом - значит действовать

Большая часть россиян, девять из десяти, называют себя патриотами (91%), безусловными патриотами называют себя 52%, каждый второй. На протяжении всего периода наблюдений показатель не опускался ниже 80%, максимум был зафиксирован в 2018 г. – 92%. Не считают себя патриотами 5% россиян.

  • Среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга уровень патриотизма достигает 95%.

«Быть патриотом» для россиян – значит, в первую очередь, работать и действовать во благо, для процветания страны (48%), то есть патриотизм воспринимается как вклад в общее дело. На втором месте сегодня – защита страны от любых нападок и обвинений (38%). По всей видимости, это стало следствием недружественных высказываний в адрес страны на фоне СВО со стороны коллективного Запада.

Около трети опрошенных считают, что «быть патриотом» – это «говорить о своей стране правду, какой бы горькой она не была», «считать себя частью своей страны» (по 32%) и стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее (31%). Вариант «считать, что твоя страна – лучше, чем другие страны» сегодня выбирают 18%.

На понимание патриотизма оказывает влияние образование, уровень дохода, урбанизированность места жительства и модель медиапотребления:

  • Аудитория с высшим образованием чаще других полагает, что быть патриотом – это работать во благо своей страны и стремиться улучшить положение дел в стране (59% и 40%). Вообще деятельностный взгляд ближе гражданам с высокими доходами (54% vs. 38% в группе с низкими доходами) и жителям Москвы и Санкт-Петербурга (63% vs. 36% среди сельчан), тогда как жители села в четыре раза чаще столичных жителей говорят о том, что быть патриотом, значит считать, что твоя страна лучше, чем другие страны (29% vs.7%).
  • Активные пользователи сети интернет воспринимают патриотизм проактивно: работать на благо страны (58%), стремиться улучшить положение дел в стране (41%), и говорить правду о своей стране (43%). А вот те, кто предпочитает в качестве источника информации телевидение, расставляют приоритеты иначе: патриотизм для телезрителей, в первую очередь, — это защита страны от любых нападок и обвинений (41%), а также уверенность, что твоя страна лучше, чем другие страны, -  этот вариант телезрители называют в три раза чаще, чем активные потребители интернета (31% vs. 11%).

Родина - это люди

Любовь к Родине в представлениях россиян объемлет и пространство ближнего круга, и масштабы всей страны. В первую очередь, наши сограждане, говорят о любви к Родине через любовь к своей семье, близким, заботе о них (16%), 15% указали на малую родину, то место, где родился и вырос. Каждый десятый связывает любовь к Родине с любовью к людям, взаимопониманием и взаимопомощью (10%). В числе проявлений большого масштаба – готовность защищать свою страну (9%), знать и любить историю, культуру и традиции страны, делать вклад в ее процветание и развитие (по 7%). По 6% россиян отметили, что любить Родину – это быть патриотом и не уезжать из страны.

Молодежь 18-24 лет в большей степени чем другие возрастные группы воспринимает любовь к своей стране как знание ее культуры и истории (18%) и как вклад в ее развитие (16%). В старшей возрастной группе доминирующим является образ малой родины (20%), а семья играет наибольшую роль в группе 45-59 лет (21%).

 

Как бы Вы сами себя охарактеризовали — как патриота своей страны или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Да, безусловно

Скорее да

Скорее нет

Безусловно, нет

Затрудняюсь ответить

2000 г.*

84

16

0

2005 г.

47

37

8

2

6

2006 г.

42

42

10

2

4

2008 г.

48

40

6

2

4

2010 г.

41

43

9

1

6

2011 г.

41

39

14

3

3

2013 г.**

37

44

12

2

5

III.2014 г. **

40

41

13

2

4

X.2014 г. **

48

36

9

3

4

2016 г. **

46

34

12

6

2

2018 г.

51

41

4

1

3

2020 г.

46

43

6

2

3

2022 г.

54

38

4

1

3

2023 г.

52

39

4

1

4

 

* Вопрос звучал: «Считаете ли Вы себя патриотом России?»

** Вопрос звучал: «Скажите, Вы ощущаете себя патриотом России или нет?»

До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Как бы Вы сами себя охарактеризовали — как патриота своей страны или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да, безусловно

52

53

52

42

44

53

54

59

Скорее да

39

38

40

43

44

40

38

35

Скорее нет

4

4

5

6

9

3

3

4

Безусловно, нет

1

2

1

3

2

2

1

1

Затрудняюсь ответить

4

3

2

6

1

2

4

1

Что, по-Вашему, значит быть патриотом? Вы можете дать от одного до трех ответов

(закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Работать/действовать во благо / для процветания страны

48

48

48

48

55

57

52

33

Защищать свою страну от любых нападок и обвинений

38

37

39

35

32

36

42

42

Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была

32

38

28

50

36

30

25

33

Считать себя частью страны

32

27

35

24

34

33

32

31

Стремиться улучшить положение дел в стране

31

30

32

50

43

35

29

17

Считать, что твоя страна — лучше, чем другие страны

18

15

21

7

13

20

17

24

Считать, что у твоей страны нет недостатков

3

2

3

4

3

4

2

2

Другое

5

6

4

5

3

4

6

7

Затрудняюсь ответить

3

3

3

7

2

3

2

4

Что для Вас лично означает «любить свою Родину»? Назовите все, что Вам приходит на ум

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных, представлены варианты ответа, набравшие более 2%)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Семья, дом / любовь к семье, забота о близких

16

19

13

8

16

15

21

13

Место, где родился, где живешь / свой город, край

15

15

15

10

14

12

15

20

Любить людей / чтобы людям было хорошо / забота о людях / взаимопонимание, взаимопомощь

10

10

10

11

11

11

9

9

Защищать / готовность защищать

9

12

7

11

5

11

9

11

Знать и любить историю, культуру, традиции

7

8

7

18

8

7

6

5

Развитие страны / вкладываться в развитие, процветание / чтобы становилось лучше

7

6

8

16

10

8

6

3

Быть патриотом / патриотизм

6

4

8

5

7

7

7

4

Жить в ней / не уезжать / не хотеть уехать

6

2

8

2

6

6

5

7

Действовать в интересах страны, на благо страны / не вредить / работать на благо

5

4

6

8

3

6

5

4

Не предавать / быть верным, преданным

5

3

6

8

3

5

4

6

Природа / любить природу

4

5

3

4

6

4

4

3

Забота о природе, экологии / не мусорить

3

1

4

4

8

2

2

1

Поддержка правительства/президента / политики государства

3

1

4

1

2

2

3

4

Родина-мать / как мать / Родина одна / Родину не выбирают

3

3

3

0

1

3

2

5

Дети / рожать и воспитывать детей / воспитывать детей патриотами

3

2

3

1

2

2

4

2

Земля / любить свою землю

2

3

2

1

3

3

3

2

Гордиться

2

2

2

2

3

4

2

1

Быть честным, порядочным / жить по совести

2

2

2

1

1

3

2

3

Помогать / поддерживать

2

2

2

3

2

3

2

1

Уважать

2

2

2

1

3

3

1

1

Там, где нравится жить, где хорошо, комфортно / все устраивает

2

2

2

1

1

2

1

3

Быть полезным / заботиться

2

1

2

4

3

2

1

1

Другое

10

9

11

14

8

12

10

10

Затрудняюсь ответить

19

18

20

15

22

19

19

19

28 марта 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 28 марта 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7629; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0178; коэффициент достижимости (КД)*** =0,1188. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом.

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07