МОСКВА, 28 ноября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, посвященного главным источникам информации о событиях в своем регионе. Исследование проведено по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ).
Безопасный и надежный ресурс |
В последние годы для налаживания прямого и открытого диалога между государством и обществом активно создаются государственные паблики* — страницы государственных органов и государственных учреждений (школ, больниц, поликлиник и др.) в социальных сетях и мессенджерах. В условиях стремительного развития цифровых технологий и повышения роли социальных медиа такие платформы становятся важным инструментом информирования граждан о действиях властей, новых инициативах и актуальных событиях в регионе. И хотя, как будет показано далее, госпаблики уступают своим «новостным конкурентам», они имеют ряд преимуществ, привлекающих аудиторию. Так, например, в отличие от неофициальных интернет-источников, там нет фишинговых и мошеннических публикаций, что делает их безопасным и надежным ресурсом.
По результатам ноябрьского опроса ВЦИОМ, за последнюю неделю-две треть россиян просматривали, читали страницы органов власти и государственных учреждений в социальных сетях и мессенджерах (33%, +3 п.п. с мая 2024 г.); в группе тех, кто называет госпаблики главным источником местных новостей, «охват аудитории» достигает 70%. Не обращались к данному источнику информации в последние пару недель 66% наших сограждан (май 2024 г. – 68%).
Интерес к госпабликам обусловлен полом, поколением, уровнем образования и местом работы. Недавними посетителями страниц органов власти и госучреждений в социальных сетях и мессенджерах чаще оказываются женщины (37% vs. 27% мужчин), россияне с высшим и неоконченным высшим образованием (42%), работники бюджетных организаций (48% vs. 37% среди работников коммерческих структур), зумеры (2001 г. р. и позднее) и старшие миллениалы (1982–1991) (42% и 44% соответственно). Старшее поколение (57+лет), по-видимому, предпочитает узнавать региональные новости и информацию о работе государственных органов по старинке; недавних посетителей госпабликов среди представителей поколения застоя (1948–1967) и оттепели (до 1947) насчитывается 23% и 15% соответственно. А вот поселенческий фактор в этом вопросе особого значения не имеет: госпаблики интересны в малых городах (до 100 тыс. человек) и селах для 29%, в городах с населением от 100 тыс. человек и мегаполисах - для 35-38%.
Что еще смотрим? |
Народный рейтинг основных источников информации о событиях в своем регионе, как и в майском замере, возглавило телевидение (40%), следом идут различного рода интернет-источники: новостные, аналитические сайты (32%), социальные сети, блоги (30%) и негосударственные каналы, группы в мессенджерах (30%). Общение набирает 25% «голосов», а страницы органов власти и госучреждений в соцсетях и мессенджерах – 10%. Замыкает рейтинг главных источников информации о событиях в регионе такие традиционные медиа как газеты и радио (по 9%).
В группе активных пользователей Всемирной сети все перечисленные интернет-ресурсы, включая госпаблики, звучат несколько чаще: социальные сети, блоги (46%), негосударственные каналы, группы в мессенджерах (44%), новостные, аналитические, официальные сайты (42%) и, наконец, страницы органов власти и госучреждений (15%). |
*Государственные паблики ведутся в рамках N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", федеральным регулятором выступает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. SMM-менеджеров в учреждениях нет, паблики ведутся действующими сотрудниками, их обучение на региональном уровне проводят Центры управления регионом.