Аналитический обзор
Фото:
Общество

Опрос об опросах: зачем и почему?

Соцопросы остаются для россиян востребованным средством отражения социальной действительности.
Фото:
Коротко о главном
  • Большинство россиян (81%) считают опросы общественного мнения необходимыми, главным образом потому, что они информируют граждан о мнении других людей и демонстрируют властям наиболее острые «болевые» точки
  • Две трети россиян (65%) считают, что соцопросы отражают реальное мнение граждан
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Большинство россиян (81%) считают опросы общественного мнения необходимыми, главным образом потому, что они информируют граждан о мнении других людей и демонстрируют властям наиболее острые «болевые» точки
  • Две трети россиян (65%) считают, что соцопросы отражают реальное мнение граждан

МОСКВА, 11 ноября 2016 г. В преддверии Дня социолога Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, доверяют ли россияне опросам общественного мнения, считают ли их необходимыми и совпадают ли результаты предвыборных замеров и итоги голосования.

Большинство россиян по-прежнему считают, что опросы общественного мнения нужны (81% в 2016 г., 84% в 2015 г.). По словам респондентов, разделяющих это мнение, опросы в первую очередь показывают, что думает народ (45%) и сигнализируют власти о проблемах, волнующих граждан (35%). Скептики же (13% всех опрошенных) прежде всего замечают, что опросы мало влияют на ситуацию в стране, являются скорее простой формальностью (55%).

С тем, что результаты опроса действительно отражают мнение граждан, согласны две трети респондентов (65%), однако по отношению к прошлому году уровень доверия немного снизился (71%).

По вопросу о том, как соотносятся результаты социологических предвыборных замеров и итоги выборов, мнения россиян разделились: если 44% уверены, что результаты опросов перед выборами в основном совпадают с итогами голосования (15% - что «совпадают всегда или почти всегда», 29% - «часто»), то 39% скорее считают иначе (22% - «совпадают редко», 17% - «совпадают очень редко или никогда»).

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров: «После драматических событий последнего года – таких, как Brexit и победа Дональда Трампа на выборах президента США, – массовые опросы населения оказались под атакой: их критикуют журналисты и политики, политтехнологи и эксперты. Даже в профессиональной среде появились «возмутители спокойствия», требующие от коллег покаяться, отказаться от привычных методов исследования социальной реальности, изменить все «до основанья, а затем». По моему мнению, первопричина происходящего – не в мифических «ошибках социологов», а в том, что меняется сам объект их изучения. Меняется глобальное общество в целом, причем меняется быстро, интенсивно и, что еще важнее, одновременно в разных направлениях! Идеологии «либерализма без границ», «новой волны демократии», «глобального потребительского общества» и проч. потерпели крах, но их паладины всеми силами пытаются это скрыть. Последним рубежом их защиты были США – центр и главный бенефициар глобализации, но и сама Америка испытывает на себе все издержки и непредсказуемые последствия политики своей элиты. Прежняя картина мира рассыпается, и происходит это, как обычно, через борьбу, драму, конфликт. Социологи сегодня вместе с журналистами, политиками, идеологами и экспертами находятся в гуще этой драмы, они так же, как другие, подвержены иллюзиям и разочарованиям от столкновения своих привычных взглядов с бурно меняющейся реальностью. Оптимизм внушает только то, что способа познания мира общественного мнения, альтернативного тому, что предложил много лет назад Джордж Гэллап, по-прежнему не изобретено. А значит, наша задача – творчески применять, развивать и модифицировать к новым условиям наш исследовательский арсенал, делиться с обществом нашими знаниями, помогать ему заново понять и осознать себя».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 5-6 ноября 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07