Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Булдаков Олег/Фотохроника ТАСС
Наука

Опрос об опросах: мониторинг

В год пандемии и изоляции интерес россиян к социологическим опросам, как и уровень доверия их результатам, вырос.
Фото:
Коротко о главном
  • 90% россиян считают, что опросы общественного мнения нужны
  • 72% опрошенных декларируют уверенность в том, что социологические опросы отражают действительные мнения граждан, преимущественно молодежь от 18 до 24 лет (76%)
  • Отмечается снижение восприятия социологических опросов как модной несерьезной деятельности (45%) после пика скептического отношения в 2019 году (54%)
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 90% россиян считают, что опросы общественного мнения нужны
  • 72% опрошенных декларируют уверенность в том, что социологические опросы отражают действительные мнения граждан, преимущественно молодежь от 18 до 24 лет (76%)
  • Отмечается снижение восприятия социологических опросов как модной несерьезной деятельности (45%) после пика скептического отношения в 2019 году (54%)

МОСКВА, 14 ноября 2020 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного ко Дню социолога в России.

День социолога отмечают в России с 1994 года (пока неофициально). Праздничной датой выбрано 14 ноября — день, когда в 1901 году в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук, при которой существовал один из первых социологических факультетов. Широкую известность социологии принесли в первую очередь массовые опросы, вначале уличные, а после и телефонные. На сегодняшний день социология реализует множество теоретических и практических потребностей как коммерческих, так и государственных структур.

Интерес и доверие

Абсолютное большинство россиян убеждены в том, что опросы общественного мнения нужны (90%, +4 п.п. с прошлого года), а около половины опрошенных заявляют о безусловной необходимости опросов (46%). За 15 лет мониторинга потребности в социологических опросах минимальное значение было зафиксировано в 2013 году (69%), а максимальное — в 2018 году (91%). На сегодняшний день 7% россиян считают, что опросы общественного мнения не нужны.

Индекс, построенный на основании данного мониторинга, демонстрирует повышение интереса россиян к социологическим опросам в течение последних четырех лет (2017-2020 гг.) по сравнению с более ранним периодом.

Уровень доверия опросам общественного мнения со стороны общества вырос после снижения в 2018 году (12 п.) и составил 31 пункт. К результатам опросов россияне традиционно относятся осторожно, пик доверия был зафиксирован в самом начале мониторинга — 43 пункта в 2005 году.

Уверенность в том, что социологические опросы отражают действительные мнения граждан, декларируют 72% опрошенных. Среди молодежи этот уровень выше — 76%, хотя доля безусловного доверия преобладает в более старших возрастных группах.

Вероятно, рост интереса к результатам опросов обусловлен желанием россиян преодолеть изоляционный барьер, поставленный в обществе пандемией. Чувство общественной причастности, узнавание себя в результатах опросов и согласие с мнением большинства повышают уровень доверия исследованиям социологов.

Соцопросы: помощь в информировании, управлении, науке

Три четверти наших соотечественников согласны, что социологические опросы помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе или стране в целом для того, чтобы власти могли учесть это мнение при решении проблем (74%). Также они согласны с суждением, что результаты опросов используются разными категориями ответственных лиц (политиками, предпринимателями, органами власти) для повышения эффективности своей деятельности (59%). 58% респондентов считают, что социологические опросы проводятся в основном силами ученых для научного познания общества, однако 54% допускают вероятность столкнуться и со сфабрикованными (манипулятивными) результатами опросов, транслируемыми через СМИ.

Несерьезное восприятие опросов общественного мнения в качестве модного тренда, достигшее своего пика в прошлом году (54%), снизилось до уровня 2018 года и составило 45% от всех опрошенных. Минимальное значение согласных с этим утверждением было зафиксировано в 2008 г. — 32%.

* Индекс интереса к социологическим опросам показывает, насколько россиянам интересны социологические опросы. Чем выше значение индекса, тем выше интерес к опросам. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, нужны» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее нужны» коэффициент 0,5, ответу «скорее не нужны» коэффициент -0,5, ответу «безусловно, не нужны» коэффициент -1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.

** Индекс доверия социологическим опросам показывает, как россияне оценивают точность отражения соцопросами общественного мнения. Чем выше значение индекса, тем выше уверенность в объективности опросов. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, отражают» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее отражают» коэффициент 0,5, ответу «скорее не отражают» коэффициент -0,5, ответу «безусловно, не отражают» коэффициент -1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.

4 ноября 2020 г.

инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600россиян в возрасте от 18 лет

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам.

Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07