Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Depositphotos
События и даты

Опрос об опросах, или навстречу Дню социолога

Абсолютное большинство россиян считают, что опросы общественного мнения нужны! Более половины наших сограждан убеждены, что опросы отражают действительное мнение россиян.
Фото:
Коротко о главном
  • 85% россиян считают, что опросы общественного мнения нужны
  • 65% опрошенных декларируют уверенность в том, что социологические опросы отражают действительные мнения граждан, преимущественно молодежь от 18 до 24 лет (77%)
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 85% россиян считают, что опросы общественного мнения нужны
  • 65% опрошенных декларируют уверенность в том, что социологические опросы отражают действительные мнения граждан, преимущественно молодежь от 18 до 24 лет (77%)

14 ноября 2021 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного ко Дню социолога в России.

День социолога отмечают в России с 1994 г. (пока неофициально). Праздничной датой выбрано 14 ноября — день, когда в 1901 г. в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук, при которой существовал один из первых социологических факультетов. Широкую известность социологии принесли в первую очередь массовые опросы, вначале уличные, а после и телефонные. На сегодняшний день социология реализует множество теоретических и практических потребностей как коммерческих, так и государственных структур.

Анонс. В 2021 г. 14 ноября ВЦИОМ проводит Социологический диктант — просветительскую онлайн-акцию, в которой может принять участие любой желающий. Пройти диктант и проверить свои знания об истории и инструментах социологии можно на сайте dict.wciom.ru

 

Интерес и доверие

Абсолютное большинство россиян убеждены в том, что опросы общественного мнения нужны (85%, −5 п.п. с прошлого года), а около 42% респондентов заявляют о безусловной необходимости опросов. За 16 лет мониторинга потребности в социологических опросах минимальное значение было зафиксировано в 2013 году (69%), а максимальное — в 2018 г. (91%). По данным 2021 г., считают, что опросы общественного мнения не нужны, 11% россиян.

С 2017 по 2020 г. индекс, построенный на основании данного мониторинга, демонстрировал повышение интереса россиян к социологическим опросам по сравнению с более ранним периодом, однако в 2021 г. несколько снизился и составил 57 п., (−7 п. по сравнению с 2020 г.).

Уровень доверия опросам общественного мнения со стороны общества снизился по сравнению с предыдущим годом и составил 23 пункта (31 п. в 2020 г., −8 п.). К результатам опросов россияне традиционно относятся осторожно, пик доверия был зафиксирован в самом начале мониторинга — 43 пункта в 2005 г.

Уверенность в том, что социологические опросы отражают действительные мнения граждан, декларируют 65% опрошенных. Среди молодежи 18-24 лет этот уровень выше — 77%.

Соцопросы: помощь в информировании, управлении, науке

Почти три четверти наших соотечественников (72%) согласны, что социологические опросы помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе или стране в целом для того, чтобы власти могли учесть это мнение при решении проблем.

Более половины россиян (63%) согласны с суждением, что результаты опросов используются разными категориями ответственных лиц (политиками, предпринимателями, органами власти) для повышения эффективности своей деятельности.

При этом 60% наших сограждан полагают, что социологические опросы проводятся в основном силами ученых для научного познания общества, однако 59% допускают вероятность столкнуться и со сфабрикованными (манипулятивными) результатами опросов, транслируемыми через СМИ.

Ниже приведены несколько суждений об опросах общественного мнения. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими — нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, представлены ответы «согласен» и «скорее согласен»)

К опросам общественного мнения относятся несерьезно, как к модному тренду, 45% опрошенных. Пик в популярности этого мнения зафиксирован в 2019 г. (54%).

* Индекс интереса к социологическим опросам показывает, насколько россиянам интересны социологические опросы. Чем выше значение индекса, тем выше интерес к опросам. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, нужны» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее нужны» коэффициент 0,5, ответу «скорее не нужны» коэффициент −0,5, ответу «безусловно, не нужны» коэффициент −1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от −100 до 100.

** Индекс доверия социологическим опросам показывает, как россияне оценивают точность отражения соцопросами общественного мнения. Чем выше значение индекса, тем выше уверенность в объективности опросов. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, отражают» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее отражают» коэффициент 0,5, ответу «скорее не отражают» коэффициент −0,5, ответу «безусловно, не отражают» коэффициент −1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от −100 до 100.

6 ноября 2021 г.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Сегодня довольно часто проводятся опросы населения на различные темы. Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2005

2008

2012

2013

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Безусловно, нужны

38

24

27

23

44

34

42

51

46

46

42

Скорее нужны

47

52

44

46

40

47

48

40

40

44

43

Скорее не нужны

7

8

11

10

8

9

7

6

8

5

8

Безусловно, не нужны

1

2

3

2

4

4

2

2

3

2

3

Затрудняюсь ответить

7

14

15

19

4

6

1

1

3

3

4

Индекс*

57

44

41

39

56

49

61

66

59

64

57

Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2005

2008

2009

2010

2012

2013

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Безусловно, отражают

25

14

18

18

16

15

29

17

13

13

17

19

16

Скорее отражают

51

55

49

50

51

51

42

48

54

45

47

53

49

Скорее не отражают

12

13

16

17

21

15

16

18

22

27

21

16

21

Безусловно, не отражают

2

2

3

3

4

4

7

6

7

10

9

7

7

Затрудняюсь ответить

10

16

14

12

8

15

6

11

4

5

6

5

7

Индекс**

43

33

32

32

27

29

35

26

22

12

21

31

23

Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?

(закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Безусловно, отражают

16

19

16

15

15

18

Скорее отражают

49

58

48

46

50

47

Скорее не отражают

21

13

22

22

20

25

Безусловно, не отражают

7

11

7

9

9

4

Затрудняюсь ответить

7

0

7

8

6

6

Ниже приведены несколько суждений об опросах общественного мнения. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими — нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, представлены ответы «согласен» и «скорее согласен»)

 

2005

2008

2014

2018

2019

2020

2021

Опросы общественного мнения помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем

84

76

77

78

74

74

72

Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности

59

56

58

61

59

60

63

Опросами общественного мнения в основном занимаются ученые для научного познания общества

67

51

60

52

58

58

60

Результаты опросов общественного мнения часто фабрикуются и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению

-

-

-

53

-

54

59

Опросы общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания и вся эта деятельность является просто модой

35

32

41

46

54

45

45

Ниже приведены несколько суждений об опросах общественного мнения. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими — нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % по строке от всех опрошенных)

 

Согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Опросы общественного мнения помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем

40

32

12

13

3

Опросы общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания и вся эта деятельность является просто модой

23

22

23

27

5

Опросами общественного мнения в основном занимаются ученые для научного познания общества

27

33

16

18

6

Результаты опросов общественного мнения часто фабрикуются и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению

29

30

16

17

7

Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности

28

35

14

16

7

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07