МОСКВА, 26 марта 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса на тему внутренней миграции.
Едем за знаниями |
Внутренняя миграция как форма социальной мобильности имеет немало преимуществ: карьерные возможности, культурный обмен и, конечно, получение качественного образования. Принято считать, что именно в престижных образовательных учреждениях, сосредоточенных, как правило, в мегаполисах, молодые люди заводят полезные знакомства для дальнейшего трудоустройства. Несмотря на очевидные плюсы образовательной миграции, россияне в большинстве случаев продолжают обучение в том же регионе, где получили общее образование (66%): 37% получили/получают профессиональное образование в населенном пункте, в котором окончили школу, 29% — в другом населенном пункте того же региона. В другой регион с образовательной целью в общей сумме переезжают 23% наших сограждан, в том числе 8% обживаются в соседнем регионе. Еще 4% ответили, что учились/учатся за рубежом.
Склонность к переезду ради продолжения обучения обусловлена местом проживания. Чем меньше населенный пункт, тем она выше, и наоборот. Жители сел и городов с населением до 100 тыс. человек чаще других переезжают в другой населенный пункт в пределах своего региона для получения профессионального образования (42% и 37% соответственно vs. 11% среди москвичей и петербуржцев). Жители обеих столиц и городов-миллионников, напротив, в 54% случаев продолжают обучение в населенном пункте, в котором окончили школу (vs. 21% среди сельчан). Основная причина в том, что учебные заведения распределены по стране крайне неравномерно, а самые престижные вузы располагаются в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках.
30% опрошенных в возрасте 60 лет и старше ответили, что получили профессиональное образование в своем населенном пункте, в то время как среди 18-24-летних показатель достигает 40%. Впрочем, это не позволяет сделать вывод о большей мобильности советской молодежи (здесь это те, кому за 60): различия в ответах обусловлены скорее высокой долей тех, кто вовсе не учился в техникуме/колледже или вузе (6% среди 60+ vs. 0% среди 18-24-летних). Чаще всего внутрирегиональная миграция (учились в другом населенном пункте того же региона) отмечается жителями Сибирского (38%), Дальневосточного (36%), Приволжского (35%) и Уральского (34%) федеральных округов. |
Возвращение в родную гавань |
Переезд в другой населенный пункт ради учебы в техникуме/колледже или вузе не гарантия того, что он станет новым домом. Более половины опрошенных, получавших профессиональное образование, после окончания техникума/колледжа или вуза работают и живут в регионе, в котором окончили школу (55%, в том числе 48% — в том же населенном пункте). Только 16% ответили, что остались в населенном пункте, где получали профессиональное образование, еще 6% — в другом населенном пункте того же региона. Каждый седьмой ответил, что после получения «корочки» уехал жить и работать в новый для себя регион (15%), 3% — в другую страну.
Россияне 18-24 лет чаще других остаются в городе, в который они переехали для продолжения учебы (25% vs. 12-19% в других возрастных группах). Это неудивительно: многие представители данной возрастной группы в настоящее время еще учатся, и, соответственно, их жизнь и работа сосредоточены в городе, где расположено их учебное заведение — колледж/техникум или вуз. |
(Не)охота к перемене мест |
Среди россиян в целом наблюдается схожая картина: большая часть наших сограждан сегодня проживает в регионе, в котором посещали школу (49% в том же населенном пункте, 9% — в другом). Каждый шестой обосновался в регионе, в котором получал профессиональное образование (17%, в том числе 12% — в том же населенном пункте), каждый пятый — в другом регионе России (19%).
Среди москвичей и петербуржцев ответ «в другом регионе России» дали более четверти опрошенных (27% vs. 19% по выборке в целом), вероятно, это те, кого одна из столиц привлекла карьерными, а не образовательными возможностями. Последними, по данным опроса, она привлекла каждого пятого («в населенном пункте, в котором ходили в техникум/колледж или вуз», — 20% vs. 12% по выборке). |
В общей сложности каждый четвертый россиянин рассматривает переезд в другой регион / населенный пункт / страну (24%). Более чем в половине случаев речь идет о новом регионе, где они раньше не учились — ни в школе, ни в колледже/техникуме или вузе (13%). Топ-3 наиболее привлекательных мест для переезда для россиян (от числа планирующих переезд): Москва / Московская область (10%), Краснодар (8%) и Санкт-Петербург (6%).
Не планируют никуда переезжать 74% наших сограждан, показатель практически не меняется в зависимости от места текущего проживания.
Наиболее высокий миграционный потенциал наблюдается у молодежи 18-34 лет (42-47%), активных интернет-пользователей (36%), жителей Уральского и Дальневосточного федеральных округов (38% и 33% соответственно). Охота к перемене мест может зависеть от текущего формата работы: россияне, работающие на «удаленке» и в гибридном формате, делятся своими планами о переезде в 35% случаев, работающие в офисе / на предприятии — в 28%. |
Таким образом, образовательные перспективы скорее не могут убедить россиян покинуть свой регион. На это есть множество причин, как, например, неготовность начинать самостоятельную жизнь вдали от дома, финансовые трудности, удовлетворенность качеством образования в родном населенном пункте. При этом отказ от профессиональной мобильности в молодом возрасте, только усиливает оседлость населения: руководствуясь принципом «где родился, там и пригодился», россияне продолжают жить и работать там, где окончили школу.
Россияне, решающиеся на переезд, в большинстве своем стремятся в населенные пункты, с которыми не связано их «образовательное прошлое» — речь идет преимущественно о лучших городах для построения карьеры.